Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Безопасный образ жизни: как его сформировать? От теории к практике

Опубликовано 09.12.2015

Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать? От теории к практике / В.В. Гафнер // Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192

Аннотация: Проведен анализ ФГОС с точки зрения формирования у учащихся безопасного образа жизни. Дано определение «безопасный образ жизни».

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, безопасный образ жизни, культура безопасности.

Сохранение жизни человека – задача общества №1

Ценность жизни человека невозможно измерить индикаторами, показателями, деньгами. Гибель даже одного человека – трагедия не только для его родных и близких. Это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжко переживается, если речь идет о детях.

Детский травматизм и смертность имеют свои особенности. Причинами около 70% смертей детей в России в возрасте 5-19 лет являются внешние факторы (относящиеся к предотвратимым)[2]. Детализация данных статистики показывает, что ежегодно в России гибнет детей (в среднем, цифры округлены):

– 900 на дорогах;

– 500 на пожарах;

– 400 на водных объектах;

– 300 от случайных отравлений.

Данные по подростковым суицидам противоречивы (из-за трудности подсчета скрытых суицидов и неудавшихся попыток), но также вызывают тревогу. По свидетельствам очевидцев стрельбы 3 февраля 2014 года в московской школе № 263, 15-летний С. Гордеев перед тем, как произвести роковые выстрелы, рассказывал, как он устал от такой жизни и хочет умереть.

За медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин ежегодно обращается около 3 млн. пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. В структуре детского травматизма бытовые и уличные травмы в совокупности составляют более 80%[3] (для сравнения – школьные травмы составляют около 6,5% от общего количества).

В чем ценность золотой медали для ученика, переходящего дорогу в неположенном месте и погибшего под колесами автомобиля? Что делает общество и государство для того, чтобы снизить уровень травматизма и смертности среди детей? Какова роль образования в этом процессе? Что может сделать рядовой учитель?

 

читать всю статью здесь


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.