Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ФГОС начального общегообразования: похищение безопасности в 3 частях

Опубликовано 09.02.2020

Гафнер В.В. ФГОСНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОХИЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В 3 ЧАСТЯХ // География и безопасность жизнедеятельности - традиции и инновации в педагогическом образовании / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Педагогического института ИГУ. Иркутск, 2019. С. 93-96.

 

Исчезновение безопасности. Часть 1. Еще 15 лет назад ОБЖ преподавался в начальной школе с 1 по 4 классы в объеме 34 часа в год в каждом классе. Все изменилось с принятием первых государственных образовательных стандартов, в соответствии с которым ОБЖ исключался из начальной школы, а его содержание и учебные часы (в соответствии с базисным учебным планом) передавались предмету «Окружающий мир» (далее «ОМ»). 

 

ФГОС начального общего образования:

похищение безопасности в 3 частях

 

В.В. Гафнер

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

 

В статье рассматривается проблема сокращения во ФГОС начального общего образования тематики, связанной с формированием у обучающихся безопасного поведения. Данные сокращения нарушают требования федеральных нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: ФГОС, начальное общее образование, безопасное поведение, предмет «Окружающий мир», ОБЖ, нарушение федеральных законов.

 

GEF PRIMARY GENERAL EDUCATION: SECURITY ABDUCTION IN 3 PARTS

 

V. V. Gafner

Ural state pedagogical University (Ekaterinburg)

 

The article deals with the problem of reduction in the GEF primary General education topics related to the formation of children's safe behavior. These reductions violate the requirements of Federal regulations.

Key words: GEF, elementary general education, safe behavior, curriculum subject "Surrounding world", life safety, violation of federal laws.

 

7 мая 2018 года Президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В соответствии с документом, национальная цель №1 - «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ», другими словами - «демография». Демографические задачи перед страной ставятся постоянно, разрабатываются программы, концепции. Но, к сожалению, коэффициент суммарной рождаемости не поднимается выше 1,7. При расчете естественного прироста населения учитывается не только общее число родившихся, но и общее число умерших. А вот здесь, в снижении уровня смертности, свою весомую роль может сыграть система образования. Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее «ОБЖ») предназначен для «формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим» [4]. Большинство трагических событий, связанных с внешними причинами смерти, можно было избежать, но для этого нужно иметь соответствующую подготовку в области безопасности жизнедеятельности, которая находится на недостаточном уровне. Анализ одной из причин сложившего печального состояния дел приведен ниже.

Исчезновение безопасности. Часть 1. Еще 15 лет назад ОБЖ преподавался в начальной школе с 1 по 4 классы в объеме 34 часа в год в каждом классе. Все изменилось с принятием первых государственных образовательных стандартов, в соответствии с которым ОБЖ исключался из начальной школы, а его содержание и учебные часы (в соответствии с базисным учебным планом) передавались предмету «Окружающий мир» (далее «ОМ»). Указанное изменение противоречит Постановлению Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД [1], в котором говорится (П.2), что «в федеральном  компоненте  государственных  образовательных стандартов общего образования предусмотреть обязательный минимум учебной нагрузки по учебному  предмету  "Основы  безопасности жизнедеятельности", рассчитанной на учащихся всех возрастных категорий». Т.е. по мнению законодателей ОБЖ должен быть на всех уровнях общего образования.

Утвержденный государственный образовательный стандарт 2004 года [5] имел обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в том числе и по предмету ОМ, который включал в себя следующий перечень тем по безопасности: «Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)».

В документе были «утеряны» несколько важных тем, таких как «Безопасность в быту», «Действия при угрозе и возникновении террористических актов». Среди «потерянных» оказались также темы, обязательность изучения которых прописана в Федеральных законах [9; 10] и Постановлениях Правительства РФ [2; 3], в частности, «действия по сигналам оповещения, изучение правил пользования индивидуальными средствами защиты, выполнение правил поведения при эвакуации в случае чрезвычайной ситуации в образовательной организации».

Исчезновение безопасности. Часть 2. К осени 2009 года были разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) второго поколения [6]. Изменения коснулись содержания всех предметов, в том числе и ОМ. Что изменилось в направлении формирования безопасного поведения у младших школьников?

Основные задачи реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» состоят в следующем (по безопасности): «формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме». В рамках предмета «Физическая культура» дополнительно предполагалось «формировать установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни».

Замена формулировки, содержащей конкретные требования («безопасное поведение на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре») на обобщенную (безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях) приводит, на наш взгляд, к размыванию тематики, подлежащей изучению. Так как не приводится единого перечня опасных и чрезвычайных ситуаций, педагоги могут его расширить, или сократить по своему усмотрению. Чаще всего происходит сокращение часов и тематики до минимума.

В нарушение требований Федеральных законов [10; 11] в этот раз исчезли из текста темы «Первая помощь при легких травмах» и «Правила безопасного поведения на дорогах».

Исчезновение безопасности. Часть 3. Весной этого года, с 29.03.2019 г. по 29.04.2019 г. через специализированный сайт проводилась общественная доработка текста нового ФГОС НОО [8]. Проект вызвал достаточно большой отклик общественности, однако большинство выдвинутых интересных предложений так и не были учтены в финальном проекте ФГОС НОО, который в сентябре 2019 г. был размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов [7]. Что изменилось в новом варианте ФГОС НОО?

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир», выносимым на промежуточную аттестацию (в сокращении) включают в себя: «Соблюдать правила безопасного поведения в природе и населённых пунктах, в школе, во дворе жилого дома, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха; соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира общественного транспорта, безопасного передвижения на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и досках; различать полезные и вредные привычки, приводить их примеры, осознавать возможные последствия вредных привычек; соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами».

Исчезло упоминание об «опасных и чрезвычайных ситуациях», а также о «здоровом и безопасном образе жизни»...

Таким образом, за 15 лет реформ разработчикам государственных образовательных стандартов НОО удалось нарушить достаточно большой перечень нормативно-правовых актов, требующих «при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (кроме ФГОС дошкольного образования) …обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций», которая включает в себя «обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты» [2]. «Это больше, чем преступление, это ошибка».

Изучение вопросов безопасности в начальной школе переоценить невозможно. В это время формируется самое главное – отношение к нормам безопасности. С нашей точки зрения представляется, что за партами сидят не просто будущие граждане, а граждане двух категорий: «готовые следовать нормам» и «готовые нарушать нормы (пренебрегать ими)». Это зависит от сформированности того, что сейчас принято называть «культурой безопасности». При нынешнем отношении к формированию у младших школьников готовности к безопасной деятельности, решение задачи по формированию у обучающихся культуры безопасности переносится минимум на 10 лет, до принятия ФГОС следующего поколения.

Если учесть, что в среднем звене школы обязательное изучение ОБЖ начинается с 8 класса (в объеме, позволяющем лишь «ознакомиться» с основными темами), о каком снижении уровня травматизма и смертности в стране можно говорить? Когда попавшему в чрезвычайную ситуацию чиновнику, похитившему из образования безопасность, потребуется помощь, а вокруг будут люди, не умеющие наложить кровоостанавливающий жгут или повязку, тогда он поймет, что он натворил. Но будет уже поздно…

 

Список литературы

1. Постановление Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан РФ, национальной безопасности РФ в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории РФ».

2. Постановление Правительства РФ N 547 от 4 сентября 2003 г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Постановление Правительства РФ N 841 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

4. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года N 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"».

5. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

7. Проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. – Режим доступа : URL : https://regulation.gov.ru/projects#npa=94553(дата обращения: 15.09.2019).

8. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] // Краудсорсинговая платформа «ПреОбразование». – Режим доступа : URL : https://www.preobra.ru/fgosnoo19 (дата обращения: 15.09.2019).

9. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

11. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.