Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер В.В. Как достигнуть состояния безопасности

Опубликовано 15.12.2015

Гафнер В.В. Как достигнуть состояния безопасности / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. – №8. – С. 31-33. 

Предложенная В.А. Девисиловым концепция образования в области БЖД (журнал «ОБЖ» № 5) описывает то, что уже фактически сформировалось на данный момент. Соглашаясь с автором концепции по отдельным позициям, считаем необходимым высказать свое мнение по ее содержанию и обозначить имеющиеся в ней противоречия, которые носят настолько принципиальный характер, что на наш взгляд, концепция требует серьезной и основательной (от «положенной в основу идеи») качественной переработки.

 

 Предлагая содержание курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, считаем, что нельзя игнорировать разработанную еще в 2000 г. концепцию образовательной области ОБЖ, уже поддержанную многими педагогами (а это совсем немаловажный факт!) и уже одобренную на конференциях разных уровней.

Как показывает жизнь, оттого, что человек знает виды и параметры опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на человека, в его жизни ничего не меняется. Жизнь по-прежнему полна опасностей, которые еще и увеличиваются с каждым годом «благодаря» развитию человеческой цивилизации. Мы считаем, что первое и главное понятие предмета – «безопасность», в противном случае надо назвать всю образовательную область со всеми ее предметами - «Опасность жизнедеятельности» и воспитывать «культуру опасности».

Предлагаемые В.А. Девисиловым методы достижения состояния безопасности (методы защиты расстоянием, временем, экранированием) объединяет одно – они полностью исключают человека из процесса созидания и обеспечения собственной безопасности собственными руками! Само словосочетание «достижение состояния безопасности» предполагает какие-то действия, усилия. Можно ли защититься перечисленными методами от глобальных опасностей? От взрыва бомбы на остановке? От аварии поезда? Нет. А чтобы достичь безопасности на любом уровне (минимизировать опасность), нужно иметь сознательное отношение к проблеме (т.е. соответствующее мировоззрение) и действовать. Нахождение на безопасном расстоянии от источника опасности, сокращение длительности нахождения людей в условиях воздействия опасностей и установка преграды между человеком и источником опасности – это методы защиты от опасностей, формирующие пассивное поведение человека. Человек снова остается беспомощным перед опасностями. А если от человека не зависит уровень его безопасности, то зачем ему изучать опасности и методы обеспечения безопасности?

Мы согласны с определением «содержания образования в области БЖД» и сформулированной целью образования в области БЖД, но, изучив предложенное содержание образования, возникает вопрос: «Куда исчезла «система мировоззренческих идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения», заявленная в определении, и как можно «формировать мировоззрение», если это мировоззрение далее в содержании, кроме задач, даже нигде не упоминается?». На стр. 45-46 указано, чтó должно быть сформировано у учащихся по завершении школьного образования, но и там пропало то, что составляет стержень безопасности - мировоззрение. В данной ситуации мы поддерживаем позицию В.В. Сапронова об основном предназначении БЖД – формировании нового мировоззрения.

Потребность перехода в XXI веке к устойчивому развитию вызвана социально-экономическим развитием общества, породившим «беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде» [1]. Поэтому неясна причина, по которой экологическая безопасность граждан относится В.А. Девисиловым к «субъективным факторам, влияющим на содержание образования» (стр. 40), или «беспрецедентное причинение вреда» еще не достигло необходимого уровня, чтобы попасть в «круг опасностей современного мира» и стать объективным фактором?

Как правильно далее указывает В.А. Девисилов, необходимо «изучение … взаимодействия со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения безопасной жизни и деятельности» (стр. 40), но это противоречит вышеперечисленным методам, утверждающим отстранение (расстоянием и т.д.) от среды с ее опасностями, а не взаимодействие, направленное на их снижение. Надеемся, что разработчик концепции в указанном предмете образования под средой обитания понимает не только квартиру человека, но планету в целом, что предполагает изучение глобальных проблем человечества и конкретные действия по их решению.

Автор концепции справедливо отмечает, что необходимо преодолеть отставание образования от потребностей общества, но в то же время придерживается старого подхода к обеспечению безопасности человека, в основе которого лежит принцип «спасать и исправлять». С учетом роста видов опасностей и их возможных последствий, этот подход должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».

Натуралистический подход к обеспечению безопасности, когда объектами опасности-безопасности являются люди (имущество, здания, предметы), а источниками опасности признаются различные природные и техногенные процессы, с течением времени приведет лишь к ухудшению имеющейся ситуации. Рассмотрим очередное наводнение со значительным материальным ущербом. Подъем воды в реке – естественный повторяющийся природный процесс, это не плохо и не хорошо. Неужели раньше реки не разливались, и об этом явлении никто не знал? Может человеку пора взять на себя смелость и признать свои ошибки в том, что он своевременно не заменил износившиеся элементы дамбы или построил город слишком близко к реке? Придерживаясь деятельностного подхода в обеспечении безопасности, человек не перекладывает вину за возникшую ЧС на «капризы природы» или «опять внезапно наступившую зиму», а признает источниками опасности ошибки и недоработки своей собственной деятельности [2]. Если у людей отсутствуют кое-какие знания о некоторых процессах (в природе, в материалах конструкций и т.п.) и из-за этого происходит авария на объекте, значит нужно менять негодные методы и средства работы и детально изучать эти процессы. Деятельностный подход должен быть основополагающим в концепции образования в области БЖД, т.к. он нацелен на изучение и устранение причин ЧС, а не на устранение последствий ЧС.

Безусловно, воспитание культуры безопасности должно занимать в целях образования в области БЖД приоритетное место, притом, что вопросы воспитания культуры безопасности исследуются уже длительное время. Полагаем, здесь будет уместно привести цитату из автореферата В.Н. Мошкина, которая проясняет сложность задачи, стоящей перед учителем ОБЖ и выявляет поверхностный подход В.А. Девисилова: «Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых − формирование и развитие у школьников готовности к профилактике [выделено нами. – В.Г.] и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности. Культура безопасности человека включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую [выделено нами. – В.Г.] готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функции которых − защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности» [3].

Переходя к некоторым особенностям методики БЖД, следовало бы без комментариев привести утверждение известного психолога Л.С. Выготского, которое для специалистов образования в области БЖД должно стать одним из основных правил. Он писал: «… наихудшим педагогическим приемом является усиленное и настойчивое введение в сознание воспитанника тех поступков, которых он не должен совершать. Заповедь «не делай чего-нибудь» есть уже толчок к совершению этого поступка в силу того, что она вводит в сознание мысль о подобном поступке, а, следовательно, тенденцию к его осуществлению» [4]. Надо учить, как сохранить организм здоровым, а не заучивать вещества, содержащиеся в табачном дыме. Профилактическая деятельность в области БЖД должна иметь позитивную направленность, указывая на то, что надо делать. И делать. Этот принципиальный, на наш взгляд, момент не отмечен в предлагаемой концепции.

Вызывает откровенное недоумение предлагаемая в концепции практическая деятельность (уровень школьного образования). Демонстрационные и лабораторные работы «по измерению освещенности, уровня шума» должны проводиться на уроках физики. Это касается и других подобных работ. Межпредметные связи, безусловно, важны, но надо заниматься своим делом – безопасностью. От замеров уровня шума ничего в окружающей среде и в человеке (имеется ввиду мотивация к безопасности, соответствующие ценностные ориентации  и т.п.) не изменяется. Подобная деятельность никаким образом, как бы этого не хотелось, не воспитывает культуру безопасности (см. определение выше)! Вот если бы после определения завышенного уровня шума ученики предложили решение этой проблемы и сами реализовали это решение (написали в районную газету о вреде шума, организовали собрание и обратились к жителям этого района, сходили к администрации района и настояли, чтобы выделили средства для покупки деревьев, сами бы посадили эти деревья и ухаживали за ними; потом опять определили уровень шума и все порадовались), то это можно отнести к воспитанию культуры безопасности, т.к. подтверждаются практикой знания, возникает мотив к безопасности, формируются ценности, взгляды и убеждения, необходимый жизненный опыт и реально снижается опасность фактора. Учащиеся реализуют свои права на безопасную окружающую среду и создают благоприятные условия среды обитания для жизни (как раз то, что должно быть сформировано - стр.46), но самое главное – они будут проявлять активную гражданскую позицию в области безопасности, отражающую их мировоззрение. Начиная с ответственности за личную безопасность, ее нужно развивать до уровня своего города, страны и планеты.

 

Литература

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440.

2. Рац М.В., Копылов Г.Г., Слепцов Б.Б. Концепция обеспечения безопасности. М.: Касталь, 1995. – 84 с.

3. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Автореф. дисс. … д–ра пед. наук. – Барнаул, 2004.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 193.


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.