Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер В.В. Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ

Опубликовано 21.01.2019

Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.В. Станкевича, Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко. 2018. С. 55-60.

 

В российской прессе последних лет появилась масса предложений о реформировании содержания школьного предмета ОБЖ. Часть из них носит популистский характер,  другая – позволяет повысить связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни. Общество дает четкий сигнал о том, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности. Обилие предложений «скорректировать» содержание предмета ОБЖ должно активизировать педагогов и ученых для выработки своих предложений.

Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ

Гафнер Василий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

 

Аннотация. В российской прессе последних лет появилась масса предложений о реформировании содержания школьного предмета ОБЖ. Часть из них носит популистский характер,  другая – позволяет повысить связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни. Общество дает четкий сигнал о том, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности. Обилие предложений «скорректировать» содержание предмета ОБЖ должно активизировать педагогов и ученых для выработки своих предложений.

Ключевые слова: ОБЖ; СМИ; содержание учебного предмета; практические занятия.

 

Заголовки российской прессы последнего времени говорят о том, что нужно обновлять (сокращать, дополнять)  программу школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности предлагается:

– вести уроки электробезопасности в программу средних общеобразовательных школ в рамках уроков ОБЖ [27];

– ввести уроки медиабезопасности. Астахов предложил рассказывать школьникам на ОБЖ о безопасности в интернете [1];

– вести обязательные уроки по кибербезопасности. Авторы обращения отмечают, что ради включения нового предмета в обязательный курс потребуется сократить часы, выделенные на ОБЖ [29]; 

– заменить в школе ОБЖ на ЗОЖ [23];

– изучать основы правильного питания [25];

– включить вопросы психологии табакокурения, профилактики потребления наркотических средств [5];

– ввести курс психологии, который будут преподавать в рамках ОБЖ [9], причем учебники разрабатывает Центр психиатрии и наркологии имени Сербского;

– возобновить занятия начальной военной подготовкой в школах [8];

– сделать ПДД обязательным предметом в школе [28];

– ввести темы о правилах поведения на железной дороге [18];

– научить спасать утопающих [4];

– ввести курс основ медицинских знаний [16];

– рассказывать детям о том, как не попасть в террористическую организацию [33];

– ввести отдельную программу – как ребенку вести себя в чрезвычайных ситуациях и учредить нагрудный знак «Готов к спасению жизни» [19];

– дополнить уроки ОБЖ вопросами самозащиты детей от сексуального насилия [6].

В Общественной палате считают необходимым при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности сделать основной упор на практику [24]. Отмечается необходимость сконцентрировать внимание на обучении оказанию первой помощи при ДТП и бытовых травмах. После трагедии в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове обсуждение этого вопроса в СМИ возобновилось [32].

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов после трагедии с подростками в поселке Лянтор (ХМАО) написал «…Курсы ОБЖ в школах недостаточно практичны. Необходимо срочно обновить и дополнить программу ОБЖ практическими занятиями, тренировками, учениями…» [2]. Позже он предложил реформировать ОБЖ после терактов в Париже [17].

Резонансом среди учителей ОБЖ прошла информация о том, что тема оказания первой помощи в учебниках по ОБЖ в России представлена слабо и не всегда верна (Ю. Шойгу) [7].

Напомним, что ранее предлагалось ввести в предмет ОБЖ уроки селфи, уроки трезвости, программу «Нравственных основ семейной жизни», курс «о воздействии информационных технологий на здоровье людей», программу «для взрослых школьников, которые катаются на скутерах, электровелосипедах и байках», обучать езде на велосипеде, рассматривать проблемы кибербуллинга, «разъяснять, показывать, как разделять мусор» … Перечень предложений не просто большой, он огромный. В обществе нет такого количества предложений по коррекции содержания других предметов – математики, литературы, физики, химии, физической культуры…

К приведенным выше цитатам и информации можно относиться по-разному: соглашаться, критиковать, дискутировать, но ясно одно – их нельзя игнорировать. Общество нам дает четкий сигнал о том, что связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни не очевидна, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности. Чтобы предмет ОБЖ не «растащили по кусочкам» и эта связь с жизнью стала реальностью, нужно приступить к решению рассмотренных выше противоречий. Свой вклад должны внести все – ученые, учителя в школах, сотрудники Министерства образования и науки, эксперты… Только через сформированную культуру безопасности у обучающихся, у населения, мы в итоге будем иметь снижение уровня смертности наших соотечественников.

В апреле 2017 года Рособрнадзор провел Национальное исследование качества образования по ОБЖ, в котором причиняли участие почти 43 тысячи восьмиклассников, по 7 тысяч учеников 9-х и 6-х классов [30].

По итогам  исследования выяснилось, что только 27% детей ответственно относятся к вопросам собственной безопасности. Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования Рособрнадзора Сергей Станченко сообщил, что Рособрнадзор предлагает ввести обязательное изучение курса "Основы безопасности жизнедеятельности" с 5-6 класса, чтобы развить навыки безопасного поведения у детей [22].

Нам представляется, что образование в области безопасности жизнедеятельности вплотную подошло к точке, где «количество переходит в качество», но перехода не происходит. Причина кроется в противоречиях, без разрешения которых развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» может приостановиться [14]. Педагогическая практика по-прежнему, как 25 лет назад, идет впереди педагогической теории, хотя защищены десятки диссертаций, эти научные знания не востребованы.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо прилагать усилия в следующих направлениях:

– продолжить формировать положительный имидж предмета ОБЖ в сознании общества через информирование в СМИ о целях и содержании предмета, результатах обучения в виде участия в тематических олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, кружках, секциях, движениях, профориентационной работе;

– при планировании содержания предусмотреть достаточное количество времени на отработку практических умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях и при оказании первой помощи, в том числе, допсихологической помощи, усилить психологическую готовность учащихся к действиям в ЧС [34];

– провести ревизию содержания предмета ОБЖ с учетом имеющихся актуальных опасностей личного, национального и глобального уровней [10; 13; 21; 26; 32];

– провести ревизию методики преподавания предмета ОБЖ [3; 15] с включением в нее результатов педагогической теории (концепции и технологии обучения безопасности жизнедеятельности, формы, средства, методы воспитания культуры безопасности с инструментами диагностики и др.), которая уже имеет хорошие результаты [12];

– повышать уровень профессиональной компетентности учителей ОБЖ [11].

Обилие предложений «скорректировать» содержание предмета ОБЖ должно активизировать педагогов и ученых (специалистов в данной области) для выработки своих предложений. В противном случае это сделают «за нас», и не обязательно это приведет к положительному результату. Не следует забывать, что в нашей стране есть и такие специалисты в области реформирования образования, которые в настоящее время формируют стратегию «реформ», и считают, что «кроме "Основ безопасности жизни" (ОБЖ), все остальное имеет право на существование» [20].

 

Литература:

  1. Астахов предложил рассказывать школьникам на ОБЖ о безопасности в интернете. URL: https://ria.ru/society/20160526/1439687093.html (дата обращения: 15.08.2018).
  2. Астахов призвал срочно обновить программу ОБЖ после трагедии в поселке Лянтор. URL: http://tass.ru/obschestvo/2503066 (дата обращения: 15.08.2018).
  3. Блинов Д. И., Ширшов В. Д. Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 194-196.
  4. В Брянской области после гибели пяти детей на воде изменят программу ОБЖ. URL: http://bryansku.ru/2016/06/30/v-bryanskoj-oblasti-posle-gibeli-pyati-detej-na-vode-izmenyat-programmu-obzh/ (дата обращения: 13.08.2018).
  5. В ЕР считают необходимым ввести в школе курс о зависимости от табака. URL:  https://ria.ru/society/20170121/1486204744.html (дата обращения: 15.08.2018).
  6. В Минюсте предложили учить в школах защите от сексуального насилия. URL: https://ria.ru/society/20170203/1487125258.html (дата обращения: 18.08.2018).
  7. В МЧС раскритиковали учебники ОБЖ за неверную информацию о первой помощи. URL:  https://ria.ru/society/20161209/1483270978.html (дата обращения: 15.08.2018).
  8. В российском Генштабе предложили возобновить занятия начальной военной подготовкой в школах. URL:  http://e-belovo.ru/news/russia/3301/ (дата обращения: 15.04.2018).
  9. В школах предлагают ввести курс психологии. URL:  http://izvestia.ru/news/653509 (дата обращения: 15.01.2018).
  10. Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192.
  11. Гафнер В. В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. Автореф. дис. … канд. пед. наук / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2005.
  12. Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. С. 18-23.
  13. Гафнер В. В. О понятии «Антиэкстремистская личностная позиция» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.
  14. Гафнер В. В. Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий // Педагогика высшей школы. — 2016. №3.1. С. 52-56.
  15. Гафнер В. В., Павлова А. Н. Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 27. С. 10-14.
  16. Голодец: в российских школах появится курс основ медицинских знаний. URL:  https://ria.ru/society/20160616/1448775343.html (дата обращения: 15.05.2018).
  17. Детский омбудсмен Астахов предложил реформировать ОБЖ после терактов в Париже. URL: http://www.mk.ru/social/2015/11/14/detskiy-ombudsmen-astakhov-predlozhil-reformirovat-obzh-posle-teraktov-v-parizhe.html (дата обращения: 15.01.2018).
  18. Зацеперам пригрозили арестом. URL:   http://www.prizyv.ru/archives/421480 (дата обращения: 15.01.2018).
  19. «Зимняя вишня»: уроки трагедии. URL:   https://vz.ru/society/2018/8/23/938571.html (дата обращения: 15.07.2018).
  20. Кузьминов Я. Образование и реформа // Наука и жизнь, №11, 2002. URL:  https://www.nkj.ru/archive/articles/4958/ (дата обращения: 15.08.2018).
  21. Микшевич Н. В. Образование как базовый инструмент формирования экологической культуры будущего общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 99-102.
  22. Лишь 27% российских школьников ответственно относятся к вопросам своей безопасности. URL:  http://www.ug.ru/news/22241 (дата обращения: 15.05.2018).
  23. Минздрав РФ предложил заменить в школах ОБЖ преподаванием ЗОЖ. URL: http://www.mk.ru/social/2016/09/21/minzdrav-rf-predlozhil-zamenit-v-shkolakh-obzh-prepodavaniem-zozh.html (дата обращения: 15.07.2018).
  24. Минобразования просят усовершенствовать школьный курс ОБЖ. URL: http://izvestia.ru/news/606700 (дата обращения: 15.08.2018).
  25. На уроках ОБЖ начнут изучать основы правильного питания. URL: https://ria.ru/society/20161228/1484812603.html (дата обращения: 15.08.2018).
  26. Неймышев А. В. Анализ результатов олимпиады по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 77-82.
  27. Олег Тарасов предложил вывести уроки электробезопасности на федеральный уровень. URL:    http://sakhalife.ru/oleg-tarasov-predlozhil-vyivesti-uroki-elektrobezopasnosti-na-federalnyiy-uroven/ (дата обращения: 15.08.2018).
  28. ПДД предложили сделать обязательным предметом в школе. URL: https://komiinform.ru/news/135351/ (дата обращения: 15.02.2018).
  29. По мнению членов Российской ассоциации электронных коммуникаций, время для уроков ОБЖ необходимо частично отдать под изучение основ информационной безопасности. URL: http://izvestia.ru/news/583045 (дата обращения: 15.08.2018).
  30. Проверка качества образования по ОБЖ пройдет в школах России в апреле URL:  https://ria.ru/society/20161021/1479728937.html (дата обращения: 15.08.2018).
  31. Регионы предлагают добавить практики в школьные уроки ОБЖ URL:  https://tass.ru/v-strane/5097645 (дата обращения: 15.08.2018).
  32. Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (21). С. 20-26.
  33. Родителям придет SMS, если ребенок начнет интересоваться ИГИЛ. URL: http://izvestia.ru/news/605200 (дата обращения: 15.08.2018).
  34. Ширшов В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / В. Д. Ширшов; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2016. 346 с.

Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.