Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер В.В. Петрова Ю.В. Формы организации работы учителя ОБЖ с родителями

Опубликовано 21.01.2019

Гафнер В.В. Петрова Ю.В. Формы организации работы учителя ОБЖ с родителями // Байкал – Родина – Планета / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Иркутск, 9–10 ноября 2018 г.). – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2018. – 199 с.

 

Воспитание и обучение подрастающего поколения одна из ключевых целей семьи и образовательной организации. Для воспитания у подрастающего поколения установки на ведение здорового и безопасного образа жизни важно объединить усилия родителей обучающихся и учителя ОБЖ, как представителя образовательной организации, компетентного в вопросах формирования у обучающихся знаний, умений и навыков защиты жизни, здоровья личного и других людей в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Формы организации работы учителя ОБЖ с родителями

 

Гафнер В.В., Петрова Ю.В.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург,

 

Воспитание и обучение подрастающего поколения одна из ключевых целей семьи и образовательной организации. Для воспитания у подрастающего поколения установки на ведение здорового и безопасного образа жизни важно объединить усилия родителей обучающихся и учителя ОБЖ, как представителя образовательной организации, компетентного в вопросах формирования у обучающихся знаний, умений и навыков защиты жизни, здоровья личного и других людей в опасных и чрезвычайных ситуациях.

В работе учителя безопасности жизнедеятельности с родителями по формированию безопасного поведения у детей рекомендуется использовать следующие формы:

1. Родительское собрание. Оно является самой распространенной формой организации работы учителя ОБЖ с родителями обучающихся. Родительские собрания направлены на просвещение родителей по вопросам защиты жизни и здоровья как личного, так и других людей, по организации семейного воспитания, направленного на формирование у детей установки на соблюдение правил безопасности; на стимулирование у родителей желания саморазвиваться, повышать педагогическую культуру [1 , с. 83].

2. Совместное выполнение домашнего задания. Использование учителем безопасности жизнедеятельности данной формы организации совместной семейной работы, позволяет проверить уровень знаний и умений по безопасности как у обучающихся, так и их родителей, дает возможность обеспечения взаимодействия родителей и детей для достижения поставленной цели. Работая над поставленной задачей, обучающиеся и родители применяют имеющиеся знания и умения, делятся опытом, разбираются с новой информацией. Таким образом, учитель ОБЖ одновременно организует работу как с обучающимися, так и их родителями. 

3. Педагогическая консультация. Задачами консультации по формированию у детей безопасного поведения являются оказание помощи семье в решении вопросов воспитания и обучения безопасности, дача ответов на вопросы родителей, решение возникающих проблем путем предложения учителем ОБЖ рекомендаций, эффективных методик по воспитанию у подрастающего поколения установок на ведение безопасного и здорового образа жизни. Консультации должны носить ознакомительный характер, где родители узнают новую важную информацию по поднятому вопросу, обсуждают проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе формирования безопасного поведения у ребенка [1, с. 84].

4. Семинары – практикумы – форма построения коллективной и групповой работы, направленная на приобретение родителями знаний и умений организации семейного учебно – воспитательного процесса по формированию у детей безопасного поведения. Благодаря применению учителем безопасности жизнедеятельности в работе с родителями семинаров – практикумов происходит выработка устойчивых навыков применения имеющихся знаний и умений в решении возникающих педагогических ситуаций по воспитанию у подрастающего поколения установки на соблюдение правил безопасности [1, с. 86].

5. Родительский тренинг – активная форма построения работы учителя ОБЖ с родителями обучающихся, которые хотят расширить свои знания и умения по организации семейного учебно – воспитательного процесса, направленного на формирование у детей безопасного поведения. Во время тренинговых занятий родители окажутся на месте своего ребенка и попробуют выполнить предлагаемые учителем упражнения, а после обсудят свои впечатления, эмоции и узнают методику проведения данной формы, чтобы самостоятельно реализовать ее с ребенком. При проведении тренинга акцент делается как на приобретение новых и закреплении имеющихся знаний и умений безопасного поведения, так и на развитие личностных качеств, позволяющих не растеряться в опасной ситуации (например, уверенность, сосредоточенность, внимательность и другие) [1, с. 88].

6. Родительские ринги – современная форма, построения работы учителя безопасности жизнедеятельности с родителями, основанная на методе дискуссии. Реализации формы – родительский ринг осуществляется путем:

- подбор и предложение учителем ОБЖ перечня вопросов по вопросам безопасности и способам организации семейного учебно -  воспитательного процесса по формированию у подрастающего поколения безопасного поведения;

- самостоятельный выбор родителями вопроса, на который они смогут дать ответ и рассказать о личном опыте.

7. Педагогический диспут – активная форма организации работы учителя ОБЖ с родителями, где в процессе обсуждения поднятого вопроса происходит вовлечение всех участников, вырабатывается умение анализировать явления и факты, путем применения полученных знаний, умений и навыков. Учителю необходимо тщательно подготовиться к предстоящему диспуту: выбрать тему диспута исходя из потребностей родителей и обучающихся либо из требований сложившейся обстановки (увеличилось число пострадавших несовершеннолетних на дороге, при пожаре, при нападении и прочее), заранее ознакомить родителей с темой предстоящего диспута, рассматриваемыми вопросами и литературой, составить план – сценарий проведения диспута, обозначить регламент каждого выступления.

8. Ситуативно – ролевая игра. Посредством применения учителем ОБЖ при работе с родителями данной формы происходит погружение участников в определенную жизненную ситуацию, которая несет угрозу для безопасности жизни и здоровья. У каждого участника определена роль, сюжет, поставлена задача, которую ему необходимо решить в процессе игры [8, с. 89]. Ситуативно – ролевая игра направлена на применение знаний в области безопасного поведения на практике, а также выработки устойчивых навыков, направленных на защиту жизни и здоровья как личного, так и других людей. Данную форму учитель безопасности жизнедеятельности может применять при работе как только с коллективом родителей, так и совместно с детьми.

9. Родительские чтения – форма работы с родителями, которая предоставляет возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и самостоятельно изучать литературу по способам организации эффективной работы, направленной на формирование безопасного поведения у детей, выступать с докладами и участвовать в обсуждении поднимаемых вопросов  [8, с. 87].

10. Совместные мероприятия для родителей с детьми. Данная форма организации внеурочной деятельности позволит объединить семьи, поработать родителям с детьми в команде, приобрести полезные знания и умения в области безопасного поведения посредством участия в образовательно – воспитательных играх, конкурсах, экскурсиях, соревнованиях. Так, например, учитель безопасности жизнедеятельности может провести спортивно – патриотическую игру «Зарница», где участниками команды будут являться не только обучающиеся, но и их родители. Проведение и привлечение родителей к совместному участию с детьми в образовательной квест – игре по безопасности жизнедеятельности. Квест – игра может быть посвящена либо одному аспекту безопасности (например, пожарная безопасность, безопасность на дороге, личная безопасность), как правило, носит ознакомительный характер, либо она может охватывать несколько направлений безопасности жизнедеятельности, где каждый этап отражает свое правило безопасного поведения, имеет целью закрепить и применить на практике полученные знания и умения. Эффективным будет и привлечение родителей к созданию с ребенком совместного проекта, направленного на решение какой – либо проблемы в сфере безопасности (например, проект «Безопасный пешеход», направленный на формирование у пешеходов знаний и умений безопасного поведения на дороге, для исключения возникновения опасных ситуаций и другие). Помимо вышеназванных мероприятий, учителю ОБЖ важно привлекать родителей, как к участию, так и к проведению различных мероприятий (викторин, сюжетно – ролевых игр и прочих), направленных на приобретение и закрепление знаний, умений и навыков по безопасному поведению на дороге, в случае возникновения пожара, при взятии в заложники, при угрозе и возникновении террористического акта и другим темам.

11. Вебинар – это семинар, лекция, проводимая в онлайн – режиме, где учитель ОБЖ доносит до родителей (слушателей) информацию по безопасности жизнедеятельности, по способам формирования безопасного поведения у детей, а родители могут задавать интересующие вопросы и получать на них ответы. Посредством вебинаров можно охватить широкий круг родителей, передать знания и умения в области безопасности и построения работы с детьми по формированию у последних установок на ведение здорового и безопасного образа жизни.

Применение учителем безопасности жизнедеятельности различных форм построения работы, с родителями обучающихся, позволит повысить эффективность передачи, а также закрепления знаний и умений у родителей по организации семейного учебно – воспитательного процесса, направленного на формирование у детей безопасного поведения. Выбор форм организации взаимодействия зависит от возможностей учителя ОБЖ, подготовки и уровня знаний у коллектива родителей, готовности и желания родителей идти на контакт с учителем, а также уровня их знаний и умений по способам обучения и воспитания у детей установки на соблюдение правил безопасности.    

 

Список литературы

1. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с. – (Современная школа: управление и воспитание). 

 


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.