Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер В.В. Системное мышление учащихся и системный подход к обучению на уроке ОБЖ

Опубликовано 09.12.2015

Гафнер В. В. Системное мышление учащихся и системный подход к обучению на уроке ОБЖ // Актуальные исследования в области безопасности жизнедеятельности: материалы международной конференции (26 – 27 июня 2015 г., Ярославль) / науч. ред. А. Г. Гущин. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С 32-36.

 

В настоящее время изучение и использование свойств системы становятся решающими факторами для успешной деятельности в любой сфере, в том числе и в сфере обучения безопасности жизнедеятельности. Системный подход является базовой методологической предпосылкой в любой области знания – он даёт возможность изучать разные системы или явления с помощью одинаковых методов [1]. Несмотря на то, что элементы системного подхода можно выделить в большинстве учебных дисциплин в образовательной организации, формирование основных системных представлений у учащихся осуществляется стихийно – без участия учителя, методом «проб и ошибок». 

Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Реализация системного подхода в обучении, даже ограниченного лишь задачей раскрытия структуры учебного предмета ОБЖ как «системы», открывает возможности существенного повышения теоретического уровня обучения, формирования системного и диалектического мышления, позволяет развить у учащихся навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся.

Учитель ОБЖ может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системного мышления – мышления, опирающегося на системный подход и направленного на раскрытие целостности объекта (явления, процесса) как системы, т.е. выявление элементов объекта (явления, процесса), внешних и внутренних взаимосвязей (часто скрытых) между элементами объекта (явления, процесса), сведение этих взаимосвязей в единую, общую картину [2]. Развивать системное мышление необходимо постепенно и целенаправленно, начиная с начальной школы, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование в области безопасности жизнедеятельности с системных позиций.  

Системный подход к обучению обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала и предполагает определенные требования к содержанию учебного материала и его методическому построению. Знания при системном способе организации их усвоения имеют также следующие важные характеристики:

-         осознанность, выражающуюся отношением к деятельности познания как к объективному процессу, имеющему свои закономерности;

-         адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;

-         возможностью использования знаний в любых ситуациях, обеспечивающих решение задач, относящихся к данной предметной области;

-         знания о предмете наиболее полно выражают его как качественно определенную систему;

-         системное раскрытие предмета существенно повышает мировоззренческий аспект предметных знаний.

Изучаемая система выступает не сама по себе, а в совокупности существенных связей с другими системами. Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения системных знаний приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым «предметом», функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете и объекте безопасности. Системная ориентировка в предмете имеет важное значение для решения эвристических задач, с помощью которых субъект может предвосхищать возможный результат и планировать достижение цели со значительным сокращением пути к ней.

В основе системного подхода лежит способ мыслить циклически, а не линейно. Все элементы системы непосредственно или опосредованно взаимосвязаны, поэтому изменение одного из элементов оказывает влияние на все остальные. Эти остальные элементы тоже изменятся, и эти изменения в свою очередь тоже вызовут изменения в первом элементе. Первоначальное воздействие возвращается к исходному элементу в уже измененном виде, замыкая цикл, а не распространяясь только в одном направлении. Этот цикл называется циклом обратной связи [3].

Системное мышление – это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода – всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления. Системный способ мышле­ния не только аккумулирует прежние стили мышления в преобразованном виде, но и выступает интегратором разнообразных методологий, способов и методов познавательной деятельности, в единый системный процесс междисциплинарного исследова­ния. Системное мышле­ние способно выделить момент, в котором возможно разрешение противоречия, усматривая между противоположностями проме­жуточный компонент – взаимное превращение противополож­ностей, стирающее их исходные противоречия и рождающее нечто новое (которое обладает внутренними противоположно­стями, находящимися еще не в стадии борьбы, а сосуществова­ния), более жизнеспособное и потому прогрессивное [4].

К признакам системного мышления у учащихся, с учетом обучения в области безопасности жизнедеятельности, относятся:

-         логическое осмысливание учебного материала, выделяя в нем главное и второстепенное;

-         восприятие информации с опорой на жизненный опыт учащегося в области безопасности жизнедеятельности;

-         умение видеть (предвидеть) и  решать проблемные ситуации (задачи);

-         рассматривание явления (предмета) в системе взаимосвязей с другими явлениями (предметами);

-         способность учитывать влияние на объект безопасности надсистем, систем, подсистем и связей между ними;

-         умение анализировать и синтезировать информацию об опасностях и методах обеспечения безопасности;

-         самостоятельное и творческое применение знаний на практике для повышения уровня личной, общественной и национальной безопасности;

-         осуществление самоконтроля в учебно-познавательной деятельности;

-         наличие интеллектуальной инициативы;

-         развитие интеллектуальной рефлексии;

-         умение давать оценочные суждения и доказывать их.

Для достижения целей обучения по ОБЖ необходимо, чтобы все занятия были тщательно подготовлены. Следует заранее определить, каким образом наиболее доступно объяснить новый материал, какие привести примеры опасных и чрезвычайных ситуаций из жизненного опыта, каким должно быть материальное обеспечение [4]. Постановка познавательных задач и проблемных ситуаций формирует осознанное понимание учебного материала. Уяснив содержание, условия, проблемы, необходимо определить исходные данные, необходимые для поиска решений, дающих оптимальный результат. Обучаемые на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и навыков разрешают проблемную ситуацию и тем самым усваивают новые теоретические знания и практические действия.

Изучая предмет ОБЖ, учащиеся овладевают умениями видеть тот или иной вопрос шире, обобщать, выделять необходимые и достаточные условия, выделять главное  (существенное, основное) и второстепенное в изучаемом материале, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует системное мышление учащихся, способствует четкости в высказываниях, выражения мысли, точности, ясности, краткости, обоснованности. Системное мышление позволит уделять постоянное внимание наиболее важным задачам предмета ОБЖ, в частности – воспитание культуры безопасности и осознание ценности жизни человека.

Системное мышление в принципе междисциплинарно. Оно выступает общенаучной методологией, которая опирается не на законы отдельной науки, а на общий теоретический фундамент материалистической диалектики. Общая методологическая установка системного мышления – рассматривает объекты любой науки с единой точки зрения в одной из всеобщих форм их бытия: в форме систем как целостностей в единстве с внутренней сложностью и организованностью частей [5].

Системный стиль мышления учителя позволяет формировать системные знания учащихся. Знания становятся взаимосвязанными в целостность, совокупность предметных знаний, обладающих определенной структурой. В любой изучаемой теме учитель ОБЖ должен видеть сам и показывать учащимся элементы системы и связи между ними. В этом случае знания становятся концептуальными, описывающими реальность системного  бытия предмета, отражающими многомерность картины мира, где каждый компонент знания связан с другими, где совокупное знание создает полноту описания предмета в мире и где сам предмет предстает как целостный системный предмет.

 

Литература

  1. Гараедаги. Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – М.: «Гревцов Букс», 2011.
  2. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности) / автор-сост. В. В. Гафнер ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 254 с. –  (Серия «Педагогика безопасности»).
  3. Коннор Дж., Мак Дермотт Ян. Искусство системного мышления. – M.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  4. Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (21). С. 20-26.
  5. Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. – М.: Юнити-Дана, 2002.

Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.