Гафнер В. В. Системное мышление учащихся и системный подход к обучению на уроке ОБЖ // Актуальные исследования в области безопасности жизнедеятельности: материалы международной конференции (26 – 27 июня 2015 г., Ярославль) / науч. ред. А. Г. Гущин. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С 32-36.
В настоящее время изучение и использование свойств системы становятся решающими факторами для успешной деятельности в любой сфере, в том числе и в сфере обучения безопасности жизнедеятельности. Системный подход является базовой методологической предпосылкой в любой области знания – он даёт возможность изучать разные системы или явления с помощью одинаковых методов [1]. Несмотря на то, что элементы системного подхода можно выделить в большинстве учебных дисциплин в образовательной организации, формирование основных системных представлений у учащихся осуществляется стихийно – без участия учителя, методом «проб и ошибок».
Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Реализация системного подхода в обучении, даже ограниченного лишь задачей раскрытия структуры учебного предмета ОБЖ как «системы», открывает возможности существенного повышения теоретического уровня обучения, формирования системного и диалектического мышления, позволяет развить у учащихся навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся.
Учитель ОБЖ может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системного мышления – мышления, опирающегося на системный подход и направленного на раскрытие целостности объекта (явления, процесса) как системы, т.е. выявление элементов объекта (явления, процесса), внешних и внутренних взаимосвязей (часто скрытых) между элементами объекта (явления, процесса), сведение этих взаимосвязей в единую, общую картину [2]. Развивать системное мышление необходимо постепенно и целенаправленно, начиная с начальной школы, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование в области безопасности жизнедеятельности с системных позиций.
Системный подход к обучению обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала и предполагает определенные требования к содержанию учебного материала и его методическому построению. Знания при системном способе организации их усвоения имеют также следующие важные характеристики:
- осознанность, выражающуюся отношением к деятельности познания как к объективному процессу, имеющему свои закономерности;
- адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;
- возможностью использования знаний в любых ситуациях, обеспечивающих решение задач, относящихся к данной предметной области;
- знания о предмете наиболее полно выражают его как качественно определенную систему;
- системное раскрытие предмета существенно повышает мировоззренческий аспект предметных знаний.
Изучаемая система выступает не сама по себе, а в совокупности существенных связей с другими системами. Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения системных знаний приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым – «предметом», функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете и объекте безопасности. Системная ориентировка в предмете имеет важное значение для решения эвристических задач, с помощью которых субъект может предвосхищать возможный результат и планировать достижение цели со значительным сокращением пути к ней.
В основе системного подхода лежит способ мыслить циклически, а не линейно. Все элементы системы непосредственно или опосредованно взаимосвязаны, поэтому изменение одного из элементов оказывает влияние на все остальные. Эти остальные элементы тоже изменятся, и эти изменения в свою очередь тоже вызовут изменения в первом элементе. Первоначальное воздействие возвращается к исходному элементу в уже измененном виде, замыкая цикл, а не распространяясь только в одном направлении. Этот цикл называется циклом обратной связи [3].
Системное мышление – это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода – всесторонность, взаимосвязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления. Системный способ мышления не только аккумулирует прежние стили мышления в преобразованном виде, но и выступает интегратором разнообразных методологий, способов и методов познавательной деятельности, в единый системный процесс междисциплинарного исследования. Системное мышление способно выделить момент, в котором возможно разрешение противоречия, усматривая между противоположностями промежуточный компонент – взаимное превращение противоположностей, стирающее их исходные противоречия и рождающее нечто новое (которое обладает внутренними противоположностями, находящимися еще не в стадии борьбы, а сосуществования), более жизнеспособное и потому прогрессивное [4].
К признакам системного мышления у учащихся, с учетом обучения в области безопасности жизнедеятельности, относятся:
- логическое осмысливание учебного материала, выделяя в нем главное и второстепенное;
- восприятие информации с опорой на жизненный опыт учащегося в области безопасности жизнедеятельности;
- умение видеть (предвидеть) и решать проблемные ситуации (задачи);
- рассматривание явления (предмета) в системе взаимосвязей с другими явлениями (предметами);
- способность учитывать влияние на объект безопасности надсистем, систем, подсистем и связей между ними;
- умение анализировать и синтезировать информацию об опасностях и методах обеспечения безопасности;
- самостоятельное и творческое применение знаний на практике для повышения уровня личной, общественной и национальной безопасности;
- осуществление самоконтроля в учебно-познавательной деятельности;
- наличие интеллектуальной инициативы;
- развитие интеллектуальной рефлексии;
- умение давать оценочные суждения и доказывать их.
Для достижения целей обучения по ОБЖ необходимо, чтобы все занятия были тщательно подготовлены. Следует заранее определить, каким образом наиболее доступно объяснить новый материал, какие привести примеры опасных и чрезвычайных ситуаций из жизненного опыта, каким должно быть материальное обеспечение [4]. Постановка познавательных задач и проблемных ситуаций формирует осознанное понимание учебного материала. Уяснив содержание, условия, проблемы, необходимо определить исходные данные, необходимые для поиска решений, дающих оптимальный результат. Обучаемые на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и навыков разрешают проблемную ситуацию и тем самым усваивают новые теоретические знания и практические действия.
Изучая предмет ОБЖ, учащиеся овладевают умениями видеть тот или иной вопрос шире, обобщать, выделять необходимые и достаточные условия, выделять главное (существенное, основное) и второстепенное в изучаемом материале, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует системное мышление учащихся, способствует четкости в высказываниях, выражения мысли, точности, ясности, краткости, обоснованности. Системное мышление позволит уделять постоянное внимание наиболее важным задачам предмета ОБЖ, в частности – воспитание культуры безопасности и осознание ценности жизни человека.
Системное мышление в принципе междисциплинарно. Оно выступает общенаучной методологией, которая опирается не на законы отдельной науки, а на общий теоретический фундамент материалистической диалектики. Общая методологическая установка системного мышления – рассматривает объекты любой науки с единой точки зрения в одной из всеобщих форм их бытия: в форме систем как целостностей в единстве с внутренней сложностью и организованностью частей [5].
Системный стиль мышления учителя позволяет формировать системные знания учащихся. Знания становятся взаимосвязанными в целостность, совокупность предметных знаний, обладающих определенной структурой. В любой изучаемой теме учитель ОБЖ должен видеть сам и показывать учащимся элементы системы и связи между ними. В этом случае знания становятся концептуальными, описывающими реальность системного бытия предмета, отражающими многомерность картины мира, где каждый компонент знания связан с другими, где совокупное знание создает полноту описания предмета в мире и где сам предмет предстает как целостный системный предмет.
Литература
- Гараедаги. Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – М.: «Гревцов Букс», 2011.
- Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности) / автор-сост. В. В. Гафнер ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 254 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
- Коннор Дж., Мак Дермотт Ян. Искусство системного мышления. – M.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (21). С. 20-26.
- Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. – М.: Юнити-Дана, 2002.