Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В. В. Гафнер О понятии «антиэкстремистская личностная позиция»

Опубликовано 02.01.2015

Гафнер В. В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» / В.В. Гафнер // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 63. - С. 79-82.

 

Summary. Formulated the definition of "extremism" and "anti-extremist personal position". Approaches to the prevention of youth extremism.

Key words: extremism, anti-extremist personal position, extremism prevention.

 

Одним из серьезных вызовов современному обществу, угрозой его развитию является экстремизм. Для любого общества экстремизм опасен не только не только террором, убийствами, разрушениями ценностей, но и наличием идеологии. Если  экстремизму  не оказывать должного противодействия, он может привести к  разрушению социальных и политических основ  государства. 

В настоящее время насчитывается множество определений экстремизма, из которых основным является определение, приведенное в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Главным объектом критики исследователей-специалистов является отсутствие в правовых актах описания тех признаков, которые и придают перечисляемым действиям характер экстремистских. С другой стороны, имеющийся спектр видов современного экстремизма выходит далеко за рамки официальных определений. Несовершенство законодательно закрепленного определения экстремизма существенно ограничивает возможности его научного исследования.

При анализе многообразия видов экстремизма становится очевидным факт, что любой вид экстремизма (политический, религиозный, национальный, экономический, бытовой, спортивный и др.) всегда затрагивает тот или иной аспект национальной безопасности. Изучив разные подходы к определению экстремизма, считаем, что экстремизм представляет собой экстремальное индивидуальное или групповое поведение, связанное с посягательством на национальную безопасность государства. Данное авторское определение позволяет охватить весь спектр видов современного экстремизма и четко обозначить главную цель антиэкстремистской деятельности – обеспечение национальной безопасности государства.

Экстремизм представляет прямую угрозу общественной безопасности.  Решая задачи профилактики экстремизма, государство укрепляет не только общественную, но и национальную безопасность. Обладая большим потенциалом в воспитании полноценной личности и формировании ценностных ориентиров молодежи, система образования должна играть ключевую роль в профилактике негативных общественных явлений, включая экстремизм.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) в числе отдельных требований к результатам освоения программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, чтобы выполнить это требование, нужна научная проработка темы и соответствующая подготовка учителя безопасности жизнедеятельности.

Формируя у учащихся духовные ценности, школьный учитель вносит свой вклад в профилактику экстремизма. Первой задачей  в области формирования антиэкстремистской личностной позиции учащегося является понимание сущности этого личностного образования с последующей формулировкой понятия «антиэкстремистская личностная позиция». В отечественной науке качество субъекта преимущественно обусловливается его позицией, которая определяется как интеграция его доминирующих избирательных отношений в каком-либо существенном для него вопросе [4].

Позиция служит основополагающим компонентом в модели личности. Этот компонент значимых личностных качеств включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую направленность личности.

Понятие «позиция» имеет междисциплинарное содержание, отражающее интегральную, наиболее обобщенную характеристику как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться в контексте соотнесения человеком внутреннего и внешнего в качестве сочетающей субъективные и объективные личностные характеристики в системе отношений и деятельности.

В основе понятия «позиция» лежит ценностно-смысловой аспект самореализации личности, реализованное самосознание, осуществленная ценность, которая проявится не только в отношении к себе, но и к другим ценностям, смыслам, субъектам, объектам в том месте, которое займет личность в разных пространствах, в конкретных целях и способах их достижения. Позиция есть в первую очередь характеристика активности личности, ее субъектности [1].

Обобщая сказанное выше, сформулируем авторское определение: антиэкстремистская личностная позиция мировоззренческая направленность личности, существующая в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, выражающаяся через негативное отношение к проявлениям экстремизма и соответствующую модель поведения [3]. В данном определении важна не только взаимосвязь внутреннего состояния человека с его внешними проявлениями, но ключевым является указание на то, что антиэкстремистская личностная позиция учащихся не может быть рассмотрена в отрыве от их мировоззрения. Таким образом, главной задачей учителя при формировании антиэкстремистской личностной позиции будет развитие целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных, и даже эстетических взглядов на мир, общество, природу. К сожалению, изучая проблему экстремизма в рамках предмета ОБЖ и на классных часах, в большинстве случаев учителя ограничиваются перечислением фактов экстремизма и терроризма, что имеет лишь минимальный эффект.

Кроме целенаправленной работы по формированию мировоззрения в области безопасности, и в рамках него – антиэкстремистской личностной позиции, стоит обратить внимание на безопасный образ жизни, который в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" БОЖ упоминается несколько раз. Более детально понятие «безопасный образ жизни» рассмотрено в другой нашей работе [2]. В широком смысле слова, безопасный образ жизни сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь. В узком смысле, безопасный образ жизни человека основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.

На наш взгляд, ежедневное выполнение правил безопасности (безопасный образ жизни) формирует в человеке определенное положительное отношение к безопасности, которое со временем расширяется от индивидуальной безопасности к общественной, национальной.

Антиэкстремистская личностная позиция учащегося не формируется стихийно. Формирование антиэкстремистской личностной позиции - очень сложный процесс. В значительной мере этому предшествуют усилия родителей, воспитателей и учителей, направленные на формирование определенных качеств характера и линий поведения.

На наш взгляд, учитель ОБЖ, ежедневно и целенаправленно формируя у учащихся культуру безопасности и безопасный образ жизни, формирует у них систему социально-культурных ценностей, что, в свою очередь, вносит существенный вклад в профилактику экстремизма, формирование антиэкстремистской личностной позиции. Но это возможно лишь в тех образовательных организациях, где предмет ОБЖ ведется системно квалифицированным учителем с 5 по 11 класс. В этом случае создается мощный механизм, который устраняет многие причины возникновения экстремизма в молодежной среде.

 

Библиографический список

 

1. Борытко Н.М. Индивидуально-личностная ориентация воспитания // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета. 2008. Вып. 1. С. 28–32.

2. Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. 2014.  № 3. С. 186-192.

3. Гафнер В.В.  Профилактика молодежного экстремизма: педагогический аспект // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы международной научно-практической конференции (23-24 мая 2014 г.) В 2-х ч. Часть 1. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – С. 380-385.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / под ред. A.A. Бодалева. М. ; Воронеж, 2004. 398 с.

 

 цитируйте источники правильно!!! 

 


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.