Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Предисловие

Опубликовано 08.12.2015

Последние десятилетия общество содрогается от изменений, которые всё чаще имеют глобальный характер. Нестабильность и неопределенность стала атрибутом современной эпохи. Индивиды вынуждены отказываться от размеренного, привычного образа жизни, характерного для индустриальной эпохи. Указанные изменения привели к рождению концепции «общества риска». В обществе риска социальный порядок детерминируется его нормативным идеалом: не развитие, а безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов[1].

Стратегия развития образования должна учитывать общемировые тенденции развития общества, не смотря на высокую скорость изменений и степень их неопределенности. Теория «общества риска» утверждает, что с расширением производства рисков, роль науки в общественной жизни и политике существенно изменяется. Специалисты, ответственные за определение степени рискогенности новых технологий и технических систем, а также средства массовой информации, распространяющие знания о них, приобретают ключевые социальные и политические позиции. Ведущий ученый в области исследования общества риска У. Бек[2] полагает, что наука опыта в обществе риска должна не только развиваться, но и быть принята обществом как легитимный институт знаний, уполномоченный принимать решения.

 

Результаты многочисленных современных исследований показывают, что 90% причин аварий на промышленных объектах являются результатом неудовлетворительной организации производства и ошибками обслуживающего персонала (человеческий фактор). В первой отечественной работе по проблеме психологии безопасности М. А. Котик[3] указывал на то, что «человеческий фактор в вопросах безопасности играет значительно большую роль, чем принято считать, и заслуживает значительно большего внимания по сравнению с тем, какое ему сейчас уделяется». Это означает, что подготовка граждан не должна сводиться лишь к выполнению правил техники безопасности. С каждым днем (и с каждой аварией) становится очевидным, что образование в сфере безопасности должно включать в себя не только обучение, но и воспитание. Сначала специалисты, а затем и общество стало осознавать, что в современном мире для безопасной жизни и деятельности нужны определенные качества личности, нужно воспитывать «культуру безопасности».

В декабре 2005 г. Президент России В. В. Путин на торжественном собрании МЧС отметил, что разработка концепции культуры безопасности в различных сферах человеческой деятельности должна стать приоритетным направлением в деятельности государства и общества в целом. Это предложение позже было отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования[4], в котором указывается (п. 11.8), что изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить, среди прочего, «овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности».

История целенаправленного развития жизненного опыта у детей в области безопасности жизнедеятельности началась в конце XX века, когда в соответствии с приказом Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 в государственных общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года ввелось преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Это дало толчок к диссертационным исследованиям, первое из которых защищалось уже в 1993 году[5].

Чтобы сформировать у человека культуру безопасности жизнедеятельности, требуется провести большую научную работу по выявлению закономерностей и принципов, сформировать понятийный аппарат научной области, разработать модели, концепции, содержание, методы и условия при которых этот процесс будет эффективным. Первые результаты указанной работы в области культуры безопасности были представлены в 2002 году. Можно утверждать, что в то время было открыто новое поле для научных исследований.

В 2008 году академик Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе указывал, что в современном обществе происходят изменения «потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, пространства деятельности, структуры отношений, в том числе отношений между людьми, между поколениями людей, разрушение многих норм и принципов поведения»[6]. Но кроме процессов саморазрушения в социальных системах происходят процессы самосохранения. На наш взгляд, формирование у граждан страны культуры безопасности жизнедеятельности – реакция общества на изменения в современном мире. Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основополагающих целей процесса воспитания.

Д. И. Фельдштейн также отмечал, что «требуется разработка новых теоретических концепций, расширение исследований, выявляющих закономерности психического, психофизиологического, социального, личностного развития человека». Диссертационные исследования в области формирования культуры безопасности представляют собой не только новое проблемное пространство, но и целиком укладываются в тематику приоритетных направлений развития науки в РФ[7]. Первым приоритетным направлением развития науки из восьми является «Безопасность и противодействие терроризму». Реализация указанного приоритетного направления направлена на идентификацию опасности, обеспечение защиты и ликвидацию возможных последствий, она охватывает вопросы обеспечения безопасности в природной, бытовой, производственной и городской среде, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

За 10 лет, с 2002 по 2011 годы, изучению феномена «культуры безопасности» было посвящено 29 диссертационных исследований, среди которых: 2 по философии, 2 по социологии и 25 по педагогическим специальностям. Рассматриваемые в настоящей работе диссертационные исследования относятся к педагогике и охватывают разные периоды формирования культуры безопасности: от дошкольного до профессионального. Исследования имеют разную степень проникновения в сущность явления «культуры безопасности». На данном этапе, важно не только начать «копать в глубь», но и охватить взглядом ширину проблематики, увидеть, насколько культура безопасности распространена в повседневной жизни человека и его профессиональной деятельности. Диссертационные исследования по культуре безопасности важны для становления нового направления в педагогике – педагогики безопасности, где воспитание культуры безопасности рассматривается как одна из ключевых задач.

 Проведение научного исследования начина­ется с изучения литературы и анализа опыта предшественников, кроме этого, рекомендуется ознакомиться с материалами исследований в смежных областях наук. Часто из-за недостаточной осведомленности исследователь может сделать поспешные, недостаточно аргументированные выводы, ошибочные заключения или воспроизвести в своей работе открытия других ученых. К сожалению, встречаются работы, изучив список литературы которых, приходишь к выводу, что «научное наследие» по данной теме изучено не в полном объеме. Даже в современных условиях, при наличии современных информационных технологий, исследователи сталкиваются с ограниченным доступом к той или иной информации.

Основная цель данного справочного издания – помочь исследователям сориентироваться в проблеме формирования культуры безопасности, восполнить информационные пробелы в области культуры безопасности, распространить накопленный опыт. Материалы издания предназначены для студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей ученых степеней, педагогов, научных работников педагогических специальностей и всех интересующихся проблемами образования в области безопасности жизнедеятельности. Сборник также может быть полезен оппонентам и научным руководителям соискателей ученых степеней, докторантам и членам диссертационных советов.

 

Для подготовки издания были использованы фон­ды Рос­сий­с­кой го­су­дар­ствен­ной биб­ли­о­те­ки. Научный аппарат приведен в авторской редакции. Для сохранения единой структуры сборника отдельные положения научного аппарата некоторых исследований были стилистически минимально отредактированы без вмешательства в логику и содержание текста.

Составитель с благодарностью примет все предложения и замечания, которые просит направлять на электронную почту edu66@list.ru.



[1] Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России, 2003. – № 1.

[2]BeckU. Risk Society. Toward a New Modernity. L.: SAGE, 1992.

[3] Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. – 440 с.

[4] Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

[5] Еремин С. Б. Дидактическое обеспечение предмета «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях образования.- Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1993.

[6] Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. Доклад на расширенном заседании Президиума РАО, 23 января 2008 г.

[7] Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899.


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.