Ежегодно в стране регистрируется более 13 млн. травм и отравлений, из них около 3 млн. случаев происходит в возрасте 0-17 лет. От внешних причин в России ежегодно умирают около 200 тыс. человек (из них более 4,5 тыс. – в возрасте 0-14 лет)[1]. Внешние причины смерти граждан нашей страны в трудоспособном возрасте составляют для мужчин 30,2%, а для женщин – 22,9 % от общего числа умерших соответствующего пола и возраста. К сожалению, эти показатели – одни из самых высоких в мире. Но с другой стороны – эти смерти (убийства, самоубийства, транспортные несчастные случаи, отравления алкоголем, утопления и т.п.) относятся к категории предотвратимых, то есть существует возможность снизить количество смертей этой категории.
Для снижения смертности от внешних (предотвратимых) причин проводятся Парламентские слушания[2], в субъектах РФ создаются специальные комиссии и разрабатываются планы мероприятий (например, в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Республике Коми, Республике Карелия, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Сахалинской области и др.). Для реализации мероприятий по снижению смертности детей от внешних причин привлекаются в основном специалисты министерства здравоохранения, МВД, МЧС. На наш взгляд, прилагаемые усилия будут «уходить в песок», так как возлагаемые на перечисленные три ведомства обязанности профилактики снижения смертности не являются основным видом их деятельности. Только через систему образования, через воспитание культуры безопасности можно привить гражданам области и страны способность ценить свою жизнь, уметь оказывать первую помощь до приезда специалистов, грамотно вести себя вблизи проезжей части, справляться с жизненными кризисами, не доводя дело до суицида.
В основе профилактических мероприятий по снижению смертности от пожаров, стихийных бедствий и других происшествий должны лежать средства педагогики, возможности системы образования. Но для этого необходимо создать целостную систему обучения в области безопасности жизнедеятельности от рождения ребенка до глубокой старости.
Исследуя основания педагогики, А. М. Новиков[3] пришел к выводу, что педагогику следует понимать как науку о развитии жизненного опыта человека. Человек накапливает опыт постоянно, в течение всей жизни, в том числе, и опыт в области безопасности жизнедеятельности. Формирование опыта человека в области безопасности жизнедеятельности происходитпостоянно,как в филогенезе, так и онтогенезе человека[4]. Без накопления этого опыта и его передачи из поколения в поколение человечество бы просто не выжило.
Принимая во внимание требования складывающегося общества риска к человеку, предполагаем, что возникла необходимость выделения в педагогике нового научного направления – «Педагогика безопасности». Опираясь на определение А. М. Новикова, считаем, что педагогика безопасности – это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Педагогика безопасности должна изучать эти закономерности начиная с момента зарождения эмбриона человека.
Объектом педагогики безопасности является образовательный процесс развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности. Он включает не только сферу специфичной подготовки человека к безопасной жизнедеятельности, но и имеет свои элементы в других отраслях педагогики и сферах человеческой деятельности.
Предметом педагогики безопасности являются закономерности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.
Педагогика безопасности, как новое научное направление педагогики, решает следующие задачи[5]:
– Изучение истории развития педагогики безопасности.
– Анализ современного состояния и прогнозирование развития педагогики безопасности в нашей стране и за рубежом.
– Разработка теоретико-методологических основ педагогики безопасности.
– Обоснование сущности, аспектов и функций педагогики безопасности.
– Выявление закономерностей обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.
– Обоснование образовательных стандартов и содержания дисциплин по безопасности жизнедеятельности.
– Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности.
– Мониторинг образовательного процесса развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.
Педагогика безопасности в области образования решает следующие задачи:
– Воспитание культуры безопасности.
– Обучение безопасной деятельности, в том числе в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека; формирование навыков оказания само- и взаимопомощи.
– Развитие способности предвидеть, предупреждать и предотвращать опасности, а также готовности к действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека.
В рамках педагогических исследований в области безопасности жизнедеятельности научное пространство «Культура безопасности» существует более 10 лет. Воспитание культуры безопасности рассматривается как одна из ключевых задач педагогики безопасности, поэтому диссертационные исследования по культуре безопасности имеют особое значение.
Аналитический обзор диссертационных работ в области формирования культуры безопасности показал, что исследования проводятся на различные темы, но определенной системы пока не прослеживается. Выбор темы диссертации в первую очередь связан с научными интересами аспиранта и его научного руководителя, а не обусловлен социальными проблемами, стоящими перед российским обществом и задачами педагогики безопасности. Литература по теме исследования (в отношении культуры безопасности) диссертантами изучается поверхностно.
В настоящее время актуальны исследования по формированию культуры безопасности детей-дошкольников в семье и системе дошкольного образования. Выше уже отмечалась особая важность дошкольного этапа в развитии у человека культуры безопасности, напомним, что в данном направлении было выполнено лишь два кандидатских исследования. В дошкольных образовательных учреждениях вопросам развития жизненного опыта у детей в области безопасности жизнедеятельности уделяется внимание, но отсутствуют единые представления о том, чему и сколько учить, отсутствует обобщение и систематизация накопленного педагогического опыта. Крайне необходимы исследования, направленные на изучение деятельности родителей и педагогов по профилактике виктимного поведения детей.
Статистика диссертаций по проблематике начальной школы показывает, что исследования проводятся довольно активно, однако работы по безопасности жизнедеятельности в данной возрастной группе – единичные явления, а исследования по культуре безопасности отсутствуют. Учебный предмет «Окружающий мир», который в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должен «… формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях»[6], к сожалению, данную задачу в настоящее время не решает. На фоне множества методических разработок для младших школьников, отсутствует научно обоснованная система обучения безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей и требований общества к обеспечению безопасности детства (имеется в виду статистика детского травматизма и смертности).
Говоря о развитии жизненного опыта в области безопасности жизнедеятельности в рамках профессионального образования, следует разграничить специальную подготовку (специалисты по охране труда, учителя безопасности жизнедеятельности, летчики, пожарные, полицейские, специалисты АЭС и т.п.) и общую (для всех остальных специалистов). В данной образовательной группе сложилась странная ситуация, когда при наличии педагогических диссертаций по формированию культуры безопасности для «общего уровня», отсутствуют подобные исследования для специалистов в сфере безопасности.
Для организаций разных форм будут актуальны результаты исследований по формированию корпоративной культуры безопасности, ведь для её формирования требуются не только административные и финансовые средства, но и педагогические.
Так как в культуре каждого народа есть обычаи, нормы, традиции, ценности, смыслы, знания, в которых отражены аспекты безопасности, требуется глубокое исследование русских народных традиций формирования культуры безопасности.
Следует продолжить работу по разработке единых подходов к формированию понятий в области культуры безопасности.
Г. П. Щедровицкий писал, что «…строя педагогическую науку, мы все время должны учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и т. п. – знания о процессах образования. Благодаря такому расчленению исходного материала педагогика выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук – и социологии, и логики, и психологии, – поскольку они касаются процессов обучения и воспитания»[7]. В отношении культуры безопасности это утверждение справедливо вдвойне, так как воспитание культуры безопасности многими исследователями предлагается рассматривать как единый комплекс, включающий в себя мировоззренческую, нравственную, правовую, экологическую, политехническую, эстетическую, медицинскую, физическую и психологическую подготовку, а это можно сформировать, лишь опираясь на междисциплинарные исследования. К сожалению, смежные гуманитарные науки лишь только начали интересоваться культурой безопасности. Педагоги-исследователи в своих поисках не могут опереться на исследования философов, культурологов, психологов, социологов, медиков, историков, юристов, экономистов, филологов, искусствоведов; что, конечно, снижает качество диссертационных работ. Надеемся, что настоящая работа вдохновит коллег на исследования в области культуры безопасности. Для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области обучения, воспитания и развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности создан информационный ресурс «Педагогика безопасности: от А до Я»[8].
Выявив закономерности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности, педагогика безопасности сможет использовать возможности дошкольного, общего, высшего профессионального и послевузовского образования в полном объеме. Своевременное привлечение внимания учащихся (как будущих родителей) к вопросам демографической безопасности повысит уровень ответственности за личную безопасность и безопасность родных и близких.
Сформированная у человека культура безопасности, с присущими ей мотивами, потребностями и ценностями, закрепленная в опыте и проявляемая в жизни, положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
[1] Здравоохранение в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. – М., 2011. – 326 с.
[2] Парламентские слушания «Законодательные аспекты снижения смертности от предотвратимых причин в Российской Федерации» 27.10.2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/site.xp/051050049124051056055.html (дата обращения: 24.08.2012)
[3] Новиков А. М. Основания педагогики / пособ. для авторов учебников и преподавателей. – М.: Эгвес, 2010. – 208 с.
[4] Гафнер В.В. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности в онтогенезе // Известия Российской академии образования. – 2012. – № 2 (22). – С. 1560-1564.
[5]Гафнер В.В. Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики // Гранипедагогикибезопасности : мат-лы Всеросс. научн. конф., Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнер ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – С. 6-12.
[6] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
[7] Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993. – С. 9.
[8] Педагогика безопасности: от А до Я. Наука и образование [Электронный ресурс]. URL: http://педагогика-безопасности.рф/ (дата обращения: 26.07.2012)