Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Письмо Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой

 

 

Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой

 

 

 

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна!

 

 В целях подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, организуется обучение лиц, относящихся  к категории «обучающиеся» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны определен Правительством Российской Федерации в следующих документах:

- Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

В соответствии с указанными документами, подлежат обучению «обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются - обучающиеся)». Там же указывается, что подготовка осуществляется в рамках обучения (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (общее образование) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (высшее образование). Из этого следует, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна изучаться на всех уровнях высшего образования (бакалавриата и магистратуры), кроме аспирантуры.

 

В постановлении Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 9 апреля 2015 года) в п. 4. указано, что «Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (кроме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)и примерных основных образовательных программ (кроме образовательных программ дошкольного образования) обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На текущий момент во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 1505) изменения не были внесены.

Изменения также не были внесены и в другие ФГОС ВО укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 44.04.00 «Образование и педагогические науки», принятые после 9 апреля 2015 года (дата последних изменений рассматриваемых постановлений Правительства РФ):

-     44.04.02 Психолого-педагогическое образование, зарегистрировано в Минюсте России 26 мая 2016 г. № 42288;

-     44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2015 г. N 38982;

-     44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. N 40494.

 

Таким образом, в настоящее время дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» на уровне высшего образования реализуется в обязательном порядке только в программах бакалавриата, и отсутствует в программах магистратуры, что является нарушением постановлений Правительства РФ о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны. Требуется разработка примерной программы дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений магистратуры высшего образования. Кроме этого, чтобы выполнялся принцип преемственности, потребуется корректировка (или разработка новой) примерной программы дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений бакалавриата высшего образования.

 

Следует учесть, что по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 3.1.1/4186 «Разработка примерной программы дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и ее методического обеспечения» Аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)” была разработана примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности». Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавр и специалитет) и утверждена в качестве примерной Научно-методическим советом по безопасности жизнедеятельности Министерства образования и науки Российской Федерации 17 ноября 2009 г., протокол № 3. Общая трудоемкость дисциплины по данной программе составляет 6 зачетных единиц.

К сожалению, в образовательных учреждениях высшего образования наблюдается практика необоснованного снижения учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» до 2-3 зачетных единиц, что не позволяет «…обеспечить получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций», т. е. решать задачи, установленные соответствующими постановлениями Правительства РФ.

 

Прошу Вас обратить внимание на указанные нарушения, для исправления которых предлагается:

1) В соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 и от 04.09.2003 N 547:

а) включить в действующие ФГОС ВО и ПООП дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в базовую часть программы магистратуры (сделать её обязательной) для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую они осваивают;

б) включить в разрабатываемые ФГОС 3++ и ПООП дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в базовую часть программы магистратуры (сделать её обязательной) для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую они осваивают;

в) разработать (скорректировать) и включить во ФГОС компетенции выпускников (бакалавриат, магистратура) в области безопасности жизнедеятельности, защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

г) предусмотреть во ФГОС ВО обязательный минимум учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - 6 зачетных единиц для уровня бакалавриата и 3 зачетных единицы для уровня магистратуры.

 

2) В соответствии с Постановлением Государственной Думы РФ от 22 сентября 2004 г. № 955-IV ГД «О первооче­редных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного тер­роризма на территории Российской Федерации» рекомендуется разработать концепцию  содержания  учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для высшего образования (бакалавриат, магистратура), отражающей современные проблемы безопасности;

 

3) Разработать примерную программу дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений бакалавриата высшего образования»;

 

4) Разработать примерную программу дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений магистратуры высшего образования».

 

С уважением,

 

Гафнер Василий Викторович

 

к.п.н., доцент,

заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности

Уральского государственного педагогического университета,

член Экспертного совета ФУМО ВО «Образование и педагогические науки»

«Педагог основного общего образования»                                                             

_______________________________________________________________

 

обращение зарегистрировано за № ПГ-МОН-44928 от 24-10-2016.

 

скачать   Письмо Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой


 


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать
       

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации. 


 

Педагогика безопасности

Сайт создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

 ОБЖ в школе

Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ.

бесплатная публикация материалов, новости БЖ, бесплатный доступ к архивным статьям журналов

"ОБЖ. Основы безопасности жизни" и "Основы безопасности жизнедеятельности",

"ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

Сайт предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее