Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер Василий Викторович

Компетентность педагога в информационном обществе

Опубликовано в
Философия и наука: Материалы III межвузовской научно–практич. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 21 апр.2004г. / Урал. гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2004. – С. 54–56.

Происходящие изменения в обществе все сильнее влияют на состояние информационной сферы, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в различных областях деятельности, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового общества информационного типа.
В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития постиндустриального общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Информационное общество (Information society) - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [1].
С конца 1980-х годов распространение информационных и коммуникационных технологий приобрело всеобъемлющий характер. К настоящему моменту считается, что новая эпоха, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха в жизни человека, уже наступила. Постиндустриальный тип общества характеризуется появлением нового вида грамотности - информационной. Сущность информационного общества - увеличение разнообразия и возможности выбора, расширение границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании. В сфере образования можно выделить следующие признаки информационного общества: получение образования в любом возрасте и в любое время, месторасположение учебного заведения и место проживания обучаемого не имеют особого значения, обучаемый может корректировать (составлять) программу обучения в соответствии со своими потребностями. Кроме этого, в современном содержании образования традиционный учебный материал становится не целью образования, а средством, материалом моделирования того знания, которое наступит завтра. Необходима, по словам А. Адамского, «готовность считать знанием то, чего мы еще не знаем». В условиях роста неопределенности среды первостепенное значение будет иметь компетентность специалиста, способного проектировать и оценивать последствия своих действий.
В связи с вышеизложенным, полагаем, что наиболее предпочтительным определением компетентности будет следующее: уровень знаний, умений и готовности личности отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях [2]. Частичная смена модели передачи культуры, когда старшие учатся у младших владению современными информационными технологиями, а также увеличение количества ситуаций с возможностью выбора стратегии поведения, меняют требования к личностным качествам педагогов и учащихся. На первый план выдвигаются такие качества, как умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.
В советский период сформировалась особая культура, определявшая информационное поведение граждан, последствия которой ощутимы до сих пор. Возник ряд явлений, которые можно назвать информационными болезнями общества из-за их отрицательного влияния на социально-экономическое развитие страны. Низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствию интереса к ней. Это выражалось в информационной пассивности граждан, создавая феномен боязни использования информации [3].
Симптомы информационной пассивности ярко проявляются в педагогической среде. Педагоги с большим стажем работы, которые в настоящее время составляют большинство, накопив определенное количество информации и методическую базу для преподавания своего предмета, прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. Согласно результатам исследований [4] , в возрасте до 30 лет дополнительно к психолого-педагогическим источникам обращаются только 44% учителей, далее интерес к психолого-педагогической информации снижается и после 40 лет почти исчезает. Низкий уровень готовности к повышению профессиональной компетентности подтверждаются другими данными - лишь 10-14% педагогов способны критически отнестись к собственному опыту [5].
В настоящее время необходима выработка нового профессионального мышления педагога, соответствующего требованиям информационного общества, способного осмыслить сложившуюся современную ситуацию в сфере образования и воспитания, которую большинство специалистов определяют как кризисную.
Среди стереотипов старого педагогического мышления отмечается ориентация на конечность образования, которая понималась как подготовка к жизни, выполнение определенных социальных ролей [6]. На практике этот стереотип приводит к стремлению научить всему и навсегда, усвоению готовых знаний, перегрузке учебных программ конкретным материалом, догматизму и формализму мышления. Преодоление этого стереотипа в условиях лавинообразного возрастания объемов информации и ее быстрого старения, поддержание удовлетворительной компетенции педагога требует формирования у него новой установки на непрерывное образование и необходимость самообразования. Информационное общество требует отказаться и от взгляда на учителя как на ретранслятора знаний, так как в условиях распространения информационных и коммуникационных технологий роль учителя как источника информации постепенно перейдет к информационным устройствам, а на его долю останутся воспитательные функции, к выполнению которых он менее всего готов в настоящее время.
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что информационная эра - исторически выигрышный этап для России [7]. Многие особенности российского менталитета, которые с точки зрения индустриального развития можно было считать недостатками, в информационную эру превращаются в достоинства: отсутствие жесткой привязки к месту и времени, способность переключаться и быстро осваивать новое, беспокойство о судьбах мира и др. Становление нового общества во многом будет зависеть от качественной подготовки учителей к инновационной деятельности, формирования позитивного отношения к творчеству, ухода от стандартности и однообразия. Разделяя точку зрения Л.А.Беляевой [6], считаем, что компетентность современного педагога должна включать в себя мировоззренческую и философскую составляющие. Владея философскими категориями, научным пониманием процесса познания и методами научного познания, педагог будет готов действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях.

Литература
1. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_paph.cgi?R4uu4It(uwsg.o9
2. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: виды и понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000, №4.
3. http://www.gisasp.ru/obj/doc.php?ID=1928704.
4. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.
5. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен. М.: Сентябрь, 2002.
6. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1993.
7. Иноземцев В.И. Расколотая цивилизация. М.: Academia-Наука, 1999.


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.