- XXI век – вызовы и угрозы / под общ. ред. В. А. Владимирова; ЦСИ ГЗ МЧС России. – М.: Ин_октаво, 2005. – 304 с.
- Акимов В. А. Катастрофы и безопасность / В. А. Акимов, В. А. Владимиров, В. И. Измалков; МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2006. – 392 с.
- Акимов В. А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике / В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352 с.
Монографии
Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
ISBN 978-5-7186-0538-9
Данное пособие рекомендуется учителям ОБЖ, специалистам БЖ, научным работникам в сфере безопасности
Вы можете связаться с автором пособия по вопросам содержания отдельных параграфов пособия
В аналитическом обзоре представлены 28 диссертационных исследований последнего десятилетия в области формирования культуры безопасности (педагогические науки). Приведены выдержки научного аппарата исследований, примерные темы диссертационных работ в области безопасности жизнедеятельности и рекомендуемые источники.
Издание предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей ученых степеней, педагогов, научных работников педагогических специальностей и всех интересующихся проблемами образования в области безопасности жизнедеятельности. Также издание может быть полезным оппонентам и научным руководителям соискателей ученых степеней, докторантам и членам диссертационных советов.
Содержание
Предисловие ………………………………………………….. |
3 |
Культура безопасности в диссертационных исследованиях (педагогические науки) |
9 |
Диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук ……………………………………… |
22 |
Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук ……………………………………… |
45 |
Заключение ……………………………………………………. |
176 |
Список литературы …………………………………………… |
182 |
Алфавитный указатель ……………………………………….. |
188 |
Приложение 1. Примерные темы диссертационных работ в области безопасности жизнедеятельности …………………. |
192 |
Приложение 2. Рекомендуемые источники ………………… |
194
|
цитируйте источник правильно!!!
скачать бесплатно Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»). |
Примерные темы диссертационных работ в области безопасности жизнедеятельности (педагогика и психология)
Опубликовано 08.12.2015
Докторские диссертационные работы
- Воспитание культуры безопасности педагога
- Воспитание культуры безопасности в системе непрерывного образования
- Профилактика травматизма в образовательном учреждении
- Формирование системного мышления у учащихся в области безопасности жизнедеятельности
- Формирование у подростков мотивации безопасной деятельности
- Формирование установки безопасного поведения у подростков
Литература
Опубликовано 08.12.2015
- Алексеева И. С. Педагогическое обеспечение формирования культуры безопасности у учащихся общеобразовательных школ в условиях Северо-Кавказского федерального округа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2011.
- Ахметвалиева А. А. Развитие культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2011.
Заключение
Опубликовано 08.12.2015
Ежегодно в стране регистрируется более 13 млн. травм и отравлений, из них около 3 млн. случаев происходит в возрасте 0-17 лет. От внешних причин в России ежегодно умирают около 200 тыс. человек (из них более 4,5 тыс. – в возрасте 0-14 лет)[1]. Внешние причины смерти граждан нашей страны в трудоспособном возрасте составляют для мужчин 30,2%, а для женщин – 22,9 % от общего числа умерших соответствующего пола и возраста. К сожалению, эти показатели – одни из самых высоких в мире. Но с другой стороны – эти смерти (убийства, самоубийства, транспортные несчастные случаи, отравления алкоголем, утопления и т.п.) относятся к категории предотвратимых, то есть существует возможность снизить количество смертей этой категории.
Для снижения смертности от внешних (предотвратимых) причин проводятся Парламентские слушания[2], в субъектах РФ создаются специальные комиссии и разрабатываются планы мероприятий (например, в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Республике Коми, Республике Карелия, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Сахалинской области и др.). Для реализации мероприятий по снижению смертности детей от внешних причин привлекаются в основном специалисты министерства здравоохранения, МВД, МЧС. На наш взгляд, прилагаемые усилия будут «уходить в песок», так как возлагаемые на перечисленные три ведомства обязанности профилактики снижения смертности не являются основным видом их деятельности. Только через систему образования, через воспитание культуры безопасности можно привить гражданам области и страны способность ценить свою жизнь, уметь оказывать первую помощь до приезда специалистов, грамотно вести себя вблизи проезжей части, справляться с жизненными кризисами, не доводя дело до суицида.
Культура безопасности в диссертационных исследованиях (педагогические науки)
Опубликовано 08.12.2015
… одна педагогическая практика без теории –
то же, что знахарство в медицине[1].
К. Д. Ушинский
Появление термина «культура безопасности» имеет свою историю. В 1985 г. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовало Международную консультативную группу по ядерной безопасности (INSAQ), которая разрабатывала концепцию по обеспечению ядерной безопасности на АЭС. Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами INSAQ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1991 г. эта группа опубликовала доклад 75-INSAQ-4 под названием «Культура безопасности». Согласно принятому МАГАТЭ определению «культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью»[2].
В научный оборот понятие «культура безопасности» входило очень медленно. Первое диссертационное исследование имело социально-философское направление (Чебан В. В., 1997)[3]. После пятилетнего перерыва, в 2002 году, научному сообществу было представлено сразу четыре диссертационных исследования:
- 2 кандидатских (педагогика): Кайгородов П. И. и Моссоулина Л. А.;
- 2 докторских: Горина Л. Н. (педагогика) и Кузнецов В. Н.[4] (социология).
Предисловие
Опубликовано 08.12.2015
Последние десятилетия общество содрогается от изменений, которые всё чаще имеют глобальный характер. Нестабильность и неопределенность стала атрибутом современной эпохи. Индивиды вынуждены отказываться от размеренного, привычного образа жизни, характерного для индустриальной эпохи. Указанные изменения привели к рождению концепции «общества риска». В обществе риска социальный порядок детерминируется его нормативным идеалом: не развитие, а безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов[1].
Стратегия развития образования должна учитывать общемировые тенденции развития общества, не смотря на высокую скорость изменений и степень их неопределенности. Теория «общества риска» утверждает, что с расширением производства рисков, роль науки в общественной жизни и политике существенно изменяется. Специалисты, ответственные за определение степени рискогенности новых технологий и технических систем, а также средства массовой информации, распространяющие знания о них, приобретают ключевые социальные и политические позиции. Ведущий ученый в области исследования общества риска У. Бек[2] полагает, что наука опыта в обществе риска должна не только развиваться, но и быть принята обществом как легитимный институт знаний, уполномоченный принимать решения.
Гафнер В.В., Пальчикова А.А. Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях |
Гафнер В.В., Павлова А.Н. Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях |
Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения |
Гафнер В.В. Педагогика безопасности: предпосылки возникновения |
скачать статью читать | скачать статью читать | скачать статью читать | скачать статью читать |
Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13.
Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.