Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер Василий Викторович

Парадоксы нашей жизни


Опубликовано в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 2002. – №1. – С. 11–15.

Текст приводится в авторской редакции

"Научные истины в школьном курсе складывались в кучу в полном смысле слова и ни один хитроумнейший педагог не мог бы объяснить какая существует связь между латинскими склонениями, наполеоновскими войнами и законами электролиза."
Выготский Л.С. "Педагогическая психология"


Три вопроса
Изучение курса ОБЖ формирует личность безопасного типа, безопасной для самой себя, окружающих и среды обитания. Оценить жизнь человека невозможно и поэтому единственным критерием отбора содержания курса является его жизненная ценность, а именно, изучение возможных источников опасности, их причин, последствий и основных мероприятий, направленных на предупреждение и снижение опасности.
Для любого человека экстремальной является неординарная, критическая ситуация, для преодоления которой человеку требуется принимать нетривиальные, оригинальные решения. Необходимость поиска такого решения возникает от отсутствия опыта, которое в сочетании с временным ограничением вызывает внутреннее напряжение, состояние стресса. Человек, изучивший курс и имеющий необходимые знания и умения, сознательно предполагает наиболее вероятное развитие событий и принимает решение о том, как эффективнее и безопаснее действовать в сложившейся ситуации. Он становится психологически более устойчивым, так как знает в каком направлении ему следует искать выход из ситуации, не тратя время и силы на случайные варианты, которые могут привести даже к ухудшению обстановки. Но всё ли в реальной жизни так как сказано выше? Ученик, получив зачёт по теме "Ситуации криминогенного характера", может спустя несколько часов открыть дверь квартиры незнакомому человеку... Старшеклассник, зная о вреде употребления алкоголя и курения, продолжает пить и курить... Почему полученные знания не переходят в убеждения и ценности этого человека?

Сейчас, когда курс ОБЖ ведётся в школах уже не один год и преподаватели овладели его содержанием, всё таки остаются актуальными три взаимосвязанных вопроса:
1. Как сделать уроки интереснее, познавательнее и эффективнее?
2. Как сделать, чтобы ученики не только знали, но и применяли знания в жизни?
3. Как сделать, чтобы полученные знания "сохранились" в человеке после окончания школы?
Рассмотрим некоторые подходы к решению этих вопросов.

Тематическое планирование
Большинство преподавателей перед началом нового учебного года корректируют свои тематические планы с учётом прошлогоднего опыта, проб, находок и ошибок. Немало планов печатается в журналах, где часто отражены только темы с кратким содержанием занятий и количеством часов. Не секрет, что многие планы составляются для "галочки", потому что требуют завучи. Такие планы в учебном процессе нужны, но уж очень мало они дают полезной информации. Учителю-практику требуется что-то более чёткое и конкретное.
ИРРО Свердловской области предложил "провести" через содержание каждого предмета (в том числе и ОБЖ) 5 линий, выявленных проведёнными опросами и которые необходимо актуализировать в настоящее время на территории области (как, в прочем и России):
Культурно-историческая (человек и история, человек и культура);
Социально-правовая (человек и общество, человек и человек);
Информацоинно-методологическая (человек и информация);
Экологическая (человек и природа);
Валеологическая (человек и здоровье).
Содержательные линии выражают приоритеты развития содержания образования, каждая из которых направлена на развитие определённого вида компетентности, составляющих в сумме социальную компетентность человека.
В соответствии с национально-региональным компонентом стандарта Свердловской области качество образования характеризуется тремя составляющими:
 предметно-информационной (факты, представления и понятия, то есть то, что должны знать учащиеся);
 деятельностно-коммуникативной (предметные, общеучебные и метапредметные умения, то есть то, как должны действовать учащиеся);
 ценностно-ориентационной (нравственные, эстетические, общечеловеческие, социальные, религиозные и другие ценности, то есть то, зачем человеку в жизни нужны эти знания и умения).
Равноправное дополнение знаний и умений ценностями позволяет формировать активную жизненную позицию в различных ситуациях. В результате анализа темы "Город как источник опасности" 5 класса тематический план будет иметь вид, представленный в таблице 1.

Разрабатывая тематический план, перед учителем (и далее учеником) раскрываются интересные и неожиданные точки зрения на известные предметы, понятия и явления, которые безусловно повышают интерес к занятию, его информативность и качество. Конечно, составить такой план по всем темам даже одного класса - занятие очень трудоёмкое, поэтому можно рекомендовать преподавателям при подготовке к своим занятиям иметь перед собой вышеобозначенные содержательные линии, обогащая урок.

Интеграция
Когда Лев Семёнович Выгодский писал слова, вынесенные мною в эпиграф, предмет ОБЖ не существовал. Только наш курс способен осуществить подобную связь со всеми предметами. В курсе довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук. Например, тема "Пожар" дополняется следующим образом:
* физика и химия - процессы возгорания и торможения горения, горючие и негорючие материалы; почему стопка бумаги горит медленнее, чем один лист?
* биология - воздействие поражающих факторов пожара на организм;
* география и экология - лесные пожары, нарушение природной экосистемы;
* правоведение - материальный ущерб при пожаре и его возмещение;
* технология - количество времени и труда на построение зданий, изготовление предметов быта;
* литература - найти (сочинить) стихотворение, рассказ о пожаре;
* история - пожары в истории народов (примеры: Москва в 1812г. и телебашня Останкино в 2000г);
* изобразительное искусство - конкурс на лучший рисунок (плакат) по пожарной безопасности;
* экономика и математика - материальный ущерб государству от пожаров.
При таком подходе к теме преподаватель получает дополнительную информацию, благодаря которой, его рассказ станет более образным и эмоциональным. Подобный анализ явления учащиеся могут проводить самостоятельно или под руководством учителя, на уроке или дома, что выявит их опыт в данном вопросе, на который учитель должен опираться. Проблему "растворения" содержания курса по другим учебным предметам нам следует рассматривать с обратной стороны: не ОБЖ, как часть химии, физики и т.п., а физика, химия и т.п., как часть ОБЖ. Кажется, что совершить такую "революцию" в сознании всего инертного педколлектива школы невозможно, но ведь и путь в 1000 миль начинается с первого шага. Достигнуть такой цели способен преподаватель, который знает физику, химию и т.п. Непосредственная близость к жизни, поиск нового в известном и известного в новом повысит интерес к предмету.

Вопросы и ответы
Как известно, знания учащихся должны быть [Ильясов, Галатенко "Проектирование курса обучения по учебной дисциплине"] :
- полными (для описания явлений, предметов, решения задач и ситуаций);
- правильными (учащийся должен быть уверен, что его знания правильны);
- глубокими (иметь определённый уровень и практическую силу);
- абстрактными (отделёнными от несущественного);
- конкретными (живая реальность во всей сложности);
- обобщёнными (применение к классу явлений);
- дифференцированными (отличие одного от другого);
- системными (расчленёнными и взаимосвязанными, классифицированными);
- гибкими (использование в нужной части в нужный момент).
Всего этого нельзя достичь при изучении материала раз в неделю на уроке и при одном (двух) чтении параграфа учебника, если он имеется. Где искать время? Традиционная схема обучения такова: усвоение на уроке нового и закрепление изученного дома. Представим, что ученик отвлёкся, не понял, у него болел зуб или голова, первая любовь и ещё 1000 причин невнимательности, тогда дома невозможно закрепить и систематизировать знания, так как они отрывочны или отсутствуют. Утверждение в сознании ученика неправильных знаний (особенно по ОБЖ) может привести к трагическому финалу. Если перевернуть устоявшийся взгляд, то ученик будет готовиться дома к очередному новому занятию, а не доучивать плохо усвоенный урок. У ученика могут возникнуть вопросы и учитель в форме беседы повторит основные моменты, сделает акценты на важном, обсудит и ответит на вопросы, дополняя их новыми интересными фактами. Явление, когда учитель, пересказывает учебник, довольно распространённое. Учебник - это не "спасательный круг" преподавателя, который не знает, чем занять учеников на уроке, кроме как переписывания текста параграфа. Учебник - вспомогательное и дополнительное средство обучения к тому, что даёт учитель, к которому (в большинстве случаев) обращаются до урока или после, иначе "зачем нужен учитель, если есть учебник?". Пусть ученики самостоятельно читают, выписывают, систематизируют, обобщают, анализируют и делают свои оригинальные выводы и пусть они задают вопросы. Почему учителя ставят оценки только за ответы? Вопросы также заставляют думать человека.
Составить оригинальный, конструктивный и интересный вопрос совсем не просто, так как есть определённые требования.
Вопрос должен быть:
- определённым и однозначным по содержанию;
- реальным по характеру;
- кратким по форме и требовать чёткого и осмысленного ответа;
- предполагающим собственное мнение;
Не следует ставить вопрос перед учеником:
- так, чтобы он требовал односложного ответа (да, нет, больше, меньше), так как возможно угадывание;
- заведомо неправильный: "Как следует вызывать рвоту у человека при отравлении нефтепродуктами?";
- в формулировке которого уже содержится ответ: "Для чего используют сигнальное зеркало?".
Подобные требования необходимо применять к разрабатываемым тестам, кроссвордам, заданиям. В моей практике приходилось даже на экзамене "корректировать" зашифрованные вопросы своих коллег, на которые ученик не отвечал не потому что не знал предмета, а потому что не понимал, о чём его спрашивают. Полезно понаблюдать за своей педагогической речью и совершенствовать её.
Традиционное образование идёт путём накапливания информации и тренировки памяти, причём запоминаемые факты часто мало связаны с реальным миром ученика и его будущей жизнью. Если ученики поймут, что учебный материал важен и ценен для них, то они будут слушать независимо от того, будет ли он на контрольной или нет. Знания и умения курса ОБЖ могут понадобиться в любое время: через час, через год, спустя 20 лет и следует по-разному запоминать для школьного экзамена и для жизни. Запоминая только факты, человек зависит от них, так как забыв правило он становится беспомощным. Понимая принцип выполнения правил (зачем и почему именно так, а не иначе), человек сможет найти выход из любой ситуации, если сделает анализ имеющихся исходных и необходимые выводы. Значит, одной из главных задач для преподавателей является научить учеников мыслить. Мышление возникает из-за затруднения, там, где легко и нет преграды, нет повода для возникновения мысли (с этой точки зрения, чрезмерная наглядность изгоняет мысли). Для развития собственной активности ученика необходимо, чтобы он сам разобрался в сложных и запутанных обстоятельствах и прошёл тот путь, когда факты соединяются в идеи и понятия, а не просто усваивать чьи-то (пусть и правильные) выводы. Конечно, не следует создавать заранее безвыходных ситуаций и бесполезно тратить время урока.

Самостоятельность
Самостоятельность при изучении курса ОБЖ имеет особую важность, ведь любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна и решение о возможном варианте действий скорее всего придётся человеку самостоятельно, когда рядом не будет преподавателя и тетради с конспектами.
Чем больше самостоятельности при получении знаний, тем естественнее возникновение у учащихся различных ошибок. Этого следует не бояться, а использовать в своей работе. Раскрытие причин, порождающих ошибки и последующий поиск правильных решений – один из эффективных путей к знанию. Давая учащимся возможность участия в составлении условий задачи, учитель повышает их интерес и активность при решении этой задачи.
Самостоятельность следует поощрять, как и прочие успехи. Часто оценки выставляются только к следующему уроку, т.е. через неделю. Оперативность оценивания имеет определённое психологическое воздействие и чем больше отсрочка оценки во времени от момента выполнения работы, тем меньше её воздействие. Повысить оперативность поможет использование небольших тестов, которые легко и быстро проверяются по шаблонам правильных ответов.
Отношение к безопасности формируется не только в школе, но и в семье. Выученное правило становится бесполезным, когда ребёнок видит, как его родители нарушают это правило. Если ученик приходит на занятие "Наложение повязок" без бинта, потому что дома его не оказалось или вообще нет аптечки, то это говорит о низкой культуре безопасности его родителей. Именно родители должны думать о безопасности своих детей и быть первыми нашими помощниками. Чтобы наши усилия не пропали и принесли плоды, нужно воспитывать родителей наших учеников: рассказывать на родительских собраниях о предмете, можно провести "ликбез" по оказанию ПМП, обсуждать некоторые фильмы и события.выполнять некоторые задания прямо вместе с детьми, таким образом привлекая их на свою "безопасную сторону".

Нельзя и "льзя"
Если прислушаться к правилам, которые мы произносим, то окажется, что большинство из них начинаются с частицы "не". Какая разница между желаниями «не курить»/ «быть здоровым» и «не быть плохим»/ «стать хорошим»? Принципиальная. В первом случае человек постоянно боится оступиться и сравнивая себя с плохими людьми (плохим собой), прилагает усилия, чтобы этого избежать. При ошибках этот человек думает: «Опять не получилось. Я остался таким же». Он не видит перед собой чёткой и ясной цели и ключевое слово, которое постоянно крутится в голове – «плохой». В другом случае, человек стремясь к хорошему, видит вокруг себя хороших людей, сравнивает себя с ними и хочет стать таким же. В нём нет страха и есть конкретная цель, путь к ней. При ошибках этот человек думает: «Пока не получилось. Я знаю теперь свою ошибку и больше её не повторю». Ключевое слово здесь – «хороший». Такие размышления подростков не могут не повлиять на их самооценку. Выгодский Л.С. писал: «Наихудшим (педагогическим) приёмом является усиленное и настойчивое введение в сознание учеников тех поступков, которых он не должен совершать. Заповедь «не делай чего-нибудь» уже есть толчок к совершению этого поступка, т.к. она вводит мысль о поступке в сознание и, следовательно, тенденцию к её осуществлению… Если хотите говорить о влиянии алкоголя, не говорите о болезнях, низком положении и т.п., а указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который сохраняет гибкость, ему не знакомы наркотические вещества и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъём духа». Вот и получается, что из всех наших «не беги, не кури, не пей, нельзя» в головах подростков остаётся только «беги, кури, пей» и «льзя». Установка сознания на «можно» создаёт позитивный настрой у человека, ему не связывают руки и разрешают действовать и творить. Задача учителя– дать нужное направление ученику и пусть идёт по жизни своими ногами.

Альфа и омега
Знания курса ОБЖ должны естественным образом дополняться практическими умениями. К сожалению, в настоящее время преподавание курса больше напоминает математику, когда ученики сидят за партами и с ручкой в руках пишут конспекты целый учебный год. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Если эта старая педагогическая истина станет правилом №1 всех преподавателей ОБЖ, то многие (пусть не все) вопросы, связанные с мотивацией и интересом к предмету, пониманием его важности отпадут сами собой, причём не только у учеников, но и у других коллег по школе. Только тогда курс займёт предназначенное для него достойное место среди других учебных дисциплин, ведь никакой другой предмет не пропитан так сильно «практическим духом», как ОБЖ. Практическая направленность курса есть альфа и омега человека. Альфа, так как идёт впереди по праву «жизненной важности» и омега, потому что объединяет знания всех других предметов.
К сожалению, в настоящее время наблюдается недооценивание и игнорирование практических занятий. В журнале «ОБЖ» за январь 2001 года был опубликован проект «Материалы итоговой аттестации по ОБЖ для средних (полных) общеобразовательных учреждений (11 класс)». Вызывает полное недоумение пункт 3 «Практические задания. Ситуационные задачи», который по сути представляет собой контроль тех же теоретических знаний. Обратившись к "Требованиям к уровню подготовки выпускников по предмету ОБЖ" выясняется, что ученики должны владеть навыками в пользовании ИСЗ, приёмах оказания ПМП, подготовке и правилах поведения в туристическом походе, выполнении заданий "Школы безопасности" и т.д. Почему не проверяются на экзамене навыки, которые закреплены Государственным образовательным стандартом и Федеральными законами? Кому, как не нам, преподавателям ОБЖ, должно быть известно, что именно в ЧС слова человека расходятся с его поступками. Когда ученики покажут (а не расскажут), что они могут ориентироваться с компасом и без него, пользоваться ИСЗ и огнетушителями, накладывать повязки, фиксировать конечности при переломах, останавливать кровотечения, тогда мы будем уверены, что они не растеряются и сделают всё правильно, если это будет необходимо.

С головы на ноги
Не меньшую важность, чем знания, для общества имеет воспитание и ценностная база человека. Существовавшая ранее однобокая коммунистическая система воспитания распалась давно и только сейчас, наконец - то, государство осознало необходимость патриотического воспитания своих граждан. Если воспитание патриотов России является одной из целей образования в национальной доктрине, патриотическая линия должна проходить на каждом уроке каждой учебной дисциплины в каждой школе. Только тогда россияне будут без напоминания вставать под звуки Гимна и гордиться тем, что они родились и живут в России.
ОБЖ относится к тем предметам, которые как раз и формируют систему ценностей человека. Тема "преданности и любви к своему Отечеству, своему народу" в курсе ОБЖ появляется лишь в конце основной ступени при изучении раздела ОВС. Безусловно, патриотические традиции защитников России нужно знать, продолжать и на них воспитывать учащихся, но школа - социальный институт будущего и мы, учителя, работаем на будущее страны. Какое общество мы построим? Такое, какие ценности мы воспитаем в его гражданах. Армия - часть общества, но выполняя важную роль в государстве, она составляет лишь 1/30 эпизод жизни подавляющего большинства людей, при продолжительности жизни в 60 лет. Отслужив в погранвойсках, я знаю, что такое армия, но сейчас я- гражданский человек и живу в обществе, где нет армейской дисциплины. Нужно понять всем - армия это государственный инструмент внешней политики, а не внутренней. Внутри общества армия не нужна, поэтому не следует навязывать обществу армейские нормы жизни, они и так уже в подсознании нации. Наши учебники истории представляют историю войн между людьми, а не историю развития культуры и искусства. Любой знает, что "друг познаётся в беде" и готов "не щадить за него живота своего". Мы можем объединиться во время угрозы и драться по пустякам в мирное время, так как "быть другом во время беды" легче, чем "быть другом в мирное время". Человеческая природа завистлива, жадна, горда, корыстна, обидчива и нетерпима к успехам других людей. Вот куда следует обратить внимание общества и педагогов!
Патриот - это не только человек в погонах, но и любой гражданин страны, выполняющий честно и добросовестно свою работу на благо государства. Я сознательно не употребляю фразы "гражданский и воинский долг", потому что человек никому ничего не должен. Получается, что человек родился по воле своих родителей и уже потому что родился он что то должен обществу, хочет он этого или нет. Надо научить человека быть свободным и правильно распоряжаться своей свободой. Подвиг человека не в том, что "его послали, он сделал и погиб", а в том, что он сам отдал свою жизнь добровольно по внутреннему мотиву. Только свободный человек способен ценить свободы других людей. Обществу для своего развития необходима свобода, в армии свободы ограничены ввиду особых требований. Сильный армейский акцент в старших классах ни как не помогает строить новое гражданское общество. Разговоры военных, что это дисциплинирует - (не в обиду будет сказано) сказки и ностальгия по НВП. Настоящая дисциплина идёт изнутри. К самодисциплине приводят самовоспитание и самообразование, а не приказы, строевые приёмы и "Зарницы". Широко привлекая к преподаванию в школе уволенных в запас военных можно допустить серьёзную ошибку. В современной школе уже нет и не будет той армейской дисциплины, к которой привыкли офицеры. Смогут ли они перестроить себя и стать педагогами? Педагогике обучают в институтах не один год и бывает, что даже обученные специалисты не всегда способны эффективно воздействовать на учеников. Если учесть, что предмет ОБЖ один из самых сложных и требует разнообразной подготовки, то перспектива становления курса "на ноги" снова откладывается, так как военные - специалисты только в разделе ОВС, составляющим небольшую часть всего курса. Я пришёл работать в школу на место преподавателя ОБЖ после того, как моего предшественника уволили из-за того, что он бил учеников указкой. Сформированное негативное отношение учеников и учителей отражалось уже на мне и на предмете, с чем пришлось долго бороться.
Благодарен Ю.Галанину за статью о патриотическом воспитании (ОБЖ, №3, 2001г.), но хочу высказать своё мнение. Из четырёх (!) составляющих патриотического воспитания только одно является военно-патриотическим и преуменьшать роль остальных - неправильно. Прежде всего надо воспитывать гражданина - патриота, который, если надо, будет и защитником - патриотом. Мать, у которой геройски погиб сын на войне, достойна уважения, потому что она много лет воспитывала сына -Гражданина, который сего неделю был Защитником. Военно-патриотическое воспитание (как и любое другое) в принципе не может дать быстрый эффект, так как любое воспитание - процесс комплексный по воздействию и длительный во времени. Можно быстро выучить, что на "красный" свет светофора идти нельзя, но люди всё равно идут. Человек понимает, но внутри еще не принимает. В настоящее время, когда известно, что происходит в нашей армии, идея служения Отечеству молодёжью отвергается, как и в обществе вообще. Военно-патриотические клубы готовят воинов-специалистов, идущих в элитные части по распределению, простым же ребятам идти простыми стрелками неизвестно куда - не хочется. Подняв государственный престиж армии и создав необходимые условия проблем с набором новобранцев у военкоматов не будет. С созданием профессиональной армии вообще становятся непонятными причины углублённого изучения ОВС.
Человечество достигло такого уровня технического развития, когда знания могут принести большой урон, если они окажутся у человека с низкими помыслами. Можно привести много примеров, когда человеческий гений творил во зло, а не на благо. Не нужно сейчас оружия, достаточно только знать где и что открутить, переключить и оно само взорвётся... Осознавая приоритет воспитания перед образованием, в учебном процессе следует уделять особое внимание формированию ценностных установок у учащихся. Учитель - человек будущего и он должен нести ценности будущего. Иногда эти ценности лежат глубоко в прошлом и извращены к настоящему времени. С детства нас всех учили: "В здоровом теле - здоровый дух". Здоровья, по данным министерства здравоохранения, у нас маловато, а насколько здоров дух? Поймав это крылатое выражение за хвост, хочу привести цитату первоисточника и поставить, наконец, всё на свои места:
"Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха перед смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затруднения какие угодно, -
Духа, не склонного к гневу, к различным страстям..."
Так сказал поэт Ювенал 2 тысячи лет назад в Риме.

Сейчас перед всеми преподавателями стоит вопрос: "Кого мы воспитываем?". От ответа на него зависит наша судьба и судьба всей страны.


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать
       

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации. 


 

Педагогика безопасности

Сайт создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

 ОБЖ в школе

Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ.

бесплатная публикация материалов, новости БЖ, бесплатный доступ к архивным статьям журналов

"ОБЖ. Основы безопасности жизни" и "Основы безопасности жизнедеятельности",

"ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

Сайт предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее