Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гафнер В.В. Безопасная образовательная среда: проблема терминологии в профессиональном стандарте педагога

Опубликовано 21.01.2019

Гафнер В.В. Безопасная образовательная среда: проблема терминологии в профессиональном стандарте педагога // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уральский государственный педагогический университет; ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. 2018. С. 31-33.

 

В статье проведен анализ использования термина «безопасная образовательная среда» в профессиональном стандарте педагога. Выявлено использование различных терминов, что делает невозможным реализацию требований профстандарта педагога и диагностику сформированности соответствующих трудовых действий. Обозначена проблема отсутствия определения термина «безопасная образовательная среда».

Безопасная образовательная среда: проблема терминологии в профессиональном стандарте педагога

 

Гафнер Василий Викторович,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности,

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

 

SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE PROBLEM OF TERMINOLOGY IN THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER

Gafner V. V.,

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of anatomy, physiology and life safety

Ural state pedagogical University, Ekaterinburg

 

Аннотация. В статье проведен анализ использования термина «безопасная образовательная среда» в профессиональном стандарте педагога. Выявлено использование различных терминов, что делает невозможным реализацию требований профстандарта педагога и диагностику сформированности соответствующих трудовых действий. Обозначена проблема отсутствия определения термина «безопасная образовательная среда».

Ключевые слова: трудовые действия, профессиональный стандарт педагога, безопасность учащихся; безопасная образовательная среда.

Summary. The article analyzes the use of the term "safe educational environment" in the professional standard of the teacher. The use of different terms is revealed, which makes it impossible to implement the requirements of the professional standard of the teacher and to diagnose the formation of the corresponding labor actions. The problem of the lack of definition of the term "safe educational environment" is indicated.

Keywords: work activity, professional standard of teachers, students safety, safe educational environment.

 

Современные нормативно-правовые акты в области образования ориентируют образовательные организации на создание определенной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию обучающихся на всех ступенях системы образования, в частности, на создание и поддержание безопасной образовательной среды, а также  требования по обеспечению безопасности образовательной среды [3, 4, 5, 6, 7, 8]. Профессиональный стандарт педагога также выдвигает ряд подобных требований [6]. От педагога требуется выполнение следующих:

а) Трудовых действий:

–  участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (п. 3.1.1.);

–  регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды (п. 3.1.2.);

–  оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды (п. 3.1.3.);

–  участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей (п. 3.2.1.).

б) Трудовых знаний:

–  правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды (п. 3.2.3.)

Таким образом, профстандарт педагога наполнен множеством терминов, несущих различный  смысл:

– безопасность  образовательной среды;

– безопасная образовательная среда;

– психологически безопасная и комфортная образовательная среда;

– безопасная и психологически комфортная образовательная среда;

– безопасная и комфортная образовательная среда.

Проведя анализ приведенных выше терминов, возникает ряд важных вопросов, например, что делать (не только педагогу, но и администрации образовательного учреждения) для «формирования», «проектирования», «оценки», «разработки» и «создания» этих образовательных сред? Обязан ли педагог (любой предметник) проектировать и оценивать образовательную среду? Кто и как будет проводить экспертизу качества педагогического образования в этой области? В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» словосочетание «образовательная среда» не используется. Существует множество подходов к пониманию того, что есть «образовательная среда», но официальная трактовка и разъяснения  отсутствуют.

Создается впечатление, что разработчики документа так и не определились, что им нужно: «психологически безопасную», «психологически комфортную», или же просто «безопасную» и «комфортную» образовательную среду. Специалисту ясно, что все перечисленные выше виды образовательных сред – разные, и каждая имеет свою структуру, требования, условия и т. д. В психолого-педагогической теории достаточно подробно разработано только одно направление – «психологически безопасная образовательная среда» [1]. Интуитивно понятно, что «безопасная образовательная среда» должна включать в себя не только психологическую, но и другие составляющие. Например, техническую, физическую, информационную, социальную, антитеррористическую, антиэкстремистскую, и даже санитарную… Об этом в документе – ни слова. Наработки в этой области только начаты [2]. Определений «безопасность образовательной среды» и «безопасная образовательная среда» нет, не только в нормативно-правовых документах, но и в серьезных научных работах. В данной статье мы не ставим цель дать определения терминам «безопасная образовательная среда» и «безопасность образовательной среды» - ясно, что определения должны быть разными.

Остается «за кадром» понимание того, что есть «обеспечение безопасности жизни детей» в понимании разработчиков. Пропало характерное для таких словосочетаний слово «здоровье», хотя давно существует устойчивое словосочетание «безопасность жизни и здоровья детей».

Педагог обязан обеспечить безопасность обучающихся в течение всего времени пребывания в образовательной организации. Никто не может гарантировать, что в школе не случится пожар во время нахождения в ней учащихся. В профстандарте педагога ничего не говорится о таком умении, как «действовать в чрезвычайных ситуациях».

В итоге при детальном изучении профстандарта педагога с позиций обеспечения безопасности обучающихся, создания безопасной образовательной среды, получаем:

1) Использование разных терминов / смысловых единиц;

2) Отсутствие официальных формулировок понятий, используемых в профстандарте педагога;

3) Отсутствие разработанной научной базы используемых понятий и требований к безопасности образовательной среды, критериев для экспертизы.

Как следствие – неполное исполнение (игнорирование) требований нормативно-правовых актов.

Осмысливая вышеуказанные проблемы можно сделать вывод, что,  не смотря на шаги со стороны государства в области урегулирования  вопросов обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, на практике ее все еще сложно достичь.

 

Список литературы

1. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография / под ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2014.

2. Гафнер В. В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 63. – С. 79-82.

3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Министерством образования и науки РФ 19 декабря 2017 г.)

4.Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"

5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N МК-169/12 "О типовой должностной инструкции заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности образовательного процесса"

6.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н  "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

7.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"

8.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з))


Гафнер В.В., Пальчикова А.А.

Формирование умения действовать в группе в опасных ситуациях 

Гафнер В.В., Павлова А.Н.

Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях

Гафнер В. В. 

Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения

Гафнер В.В. 

Педагогика безопасности: предпосылки возникновения 

 скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать   скачать статью читать

Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности  /В.В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности, 2013. № 9. C 8-13. 

Рассмотрены результаты анализа 28 педагогических диссертаций в области формирования культуры безопасности. Предложены направления дальнейших исследований. Ключевые слова: культура безопасности, педагогика безопасности, безопасность жизнедеятельности, научные исследования, педагогические диссертации.